Сайт Борзые Караси (логотип)

Сплав по Мрассу 2005

Фото Лоции

Всё начиналось спонтанно: сплав по Мрассу мы и даже не планировали – в течение всего лета обсуждалась поездка на сплав с верховьев Кии. Буквально за неделю до сплава, выяснилось, что с Белогорска (точка старта) сплав невозможен ввиду малой воды. А чтобы от Белогорска добраться до многоводной Кии, требовалось нанять Урал или Зил, который бы нас довез до тех мест, что было накладно, да и сама дорога до Белогорска была слишком замысловатая – с тремя пересадками. К тому же нас “испугали”, что нас замучают егеря данями и податями, требуя мзду за сплав в заповедной зоне. Начали искать запасные варианты – Юра предложил р.Урюп, что течет тоже недалеко от Белогорска, а я – Мрассу. В конечном итоге сошлись на Мрассу. По описаниям и отчетам, взятым из интернета, начитался, что Мрассу является рекой 3 категории сложности, что на ней знаменитые и страшные Хомутовские пороги, на которых погибло много людей, в том числе и водников. Это немного страшило, но тем временем, и подхлестывало – прибавляло адреналина в кровь и без того буйного тела )).

На Кемеровском ж/д вокзале

В поезде Кемерово-Таштагол

Мы уже на Мрассу! Перед стартом

В течение недели я всячески изучал особенности сплава по Мрассу – карты, отчеты, опять же все – из Интернета. За несколько дней у нас определился точный состав группы: я - Дмитрий Хатов, мой брат – Хатов Алексей, Юрий Груздев, Кучинский Евгений и Кулагин Роман. Очень хотели с нами сплавится еще и Ковтун Максим и Хатов Евгений (тоже мой брат), но, в силу обстоятельств, им пришлось остаться в пыльном городе Кемерово )). Всем членам команды были раздобыты или куплены спасжилеты. Нашим судном был “Голубой Кит” или “Китик” – лодка-плот “Идель”, которая себя прекрасно зарекомендовала на сплаве по Золотому Китату. На Мрассу мы хотели еще и порыбачить – были взяты удочки, спиннинги, 3 остроги, бредень. Билет на поезд Кемерово-Таштагол были взяты заранее, на 5 августа. 4 агуста, вечером, все рюкзаки были собраны, члены команды были в боевом настроении духа и в предвкушении чего-то нового, необычного и интересного. Наш поезд уезжал в 20-30 местного времени, но нам предстояло еще купить продукты – поэтому мы решили организовать сбор в 18-30 у магазина “Променад”. В 18-00 ко мне забежал Юра – помочь тащить лодку. Я посмотрел на Юрин рюкзак – и рассмеялся – в его “тубусе” (30 см в диаметре и 50 см в высоту) гордо лежал фотоаппарат, носки и кофта – это всё, что Юра взял в недельный поход на Мрассу )).

В 18-00 в входа в “Променад” мы встретились с Женей Кучинским и Ромой Кулагиным. Лешу оставили с вещами, а сами пошли закупаться. Накупили аж на 2 тыс. рублей – всякой всячины, в кратце перечислю основное: консервы, крупы, хлеб, конфеты, сухофрукты. Ну, и горячительного, конечно )). На железнодорожный вокзал приехали рано – в начале 8-го. Парни распили двухлитровую бутылочку пива, поговорили о том – о сем, позвонили на последок женам, мамам. Погодка прямо шептала – было солнышко, мы загрузились – сразу заняли всем скопом купе. Хочу заметить, что очень интересно – места у нас общие, а тип вагона – купейный, нигде такого еще не видел. В дороге останавливались “у каждого столба”, а сами – то хохмили, то играли в карты. Утром на остановке “Кондома” на Волге нас встретил мужчина – приятель отца Жени Кучинского, который вызвался нам помочь добраться до Усть-Кабырзы – начальной точки нашего сплава. Женя отправился в Таштагол на Волге, а мы – продолжили на поезде. В Таштаголе Женя нас встретил, найдя еще одного водителя – нам нужно было 2 машины до Усть-Кабырзы. До Усть-Кабырзы доехали за 1.20 – дорога миновала несколько перевалов, попадались шорские деревеньки. В одной из деревень нам показали дом, где родился и вырос Арбачаков – наш именитый кузбасский боксер. Ну вот мы и на месте – водителю отдали 600 руб и приятелю Жениного отца – 300 (нехорошо было его отпускать просто так ))). Выписали в домике у егерей путевку, разрешающую сплав по заповедной части Мрассу. Здесь тоже пришлось поспорить – местные шорцы так и стараются содрать побольше – то накидывают лишние дни сплава, то лишнюю удочку. После всех споров, мы заплатили 275 руб и были таковы. Надули Китика, уложили вещи и тронулись около 15-00, т.е. отплыли )).

Открывшийся нам вид в д.Усть-Кабырза

Глубокий омут у первого кордона

Один из ночных переходов

Река течет в живописнейших местах Горной Шории – среди холмов, гор, перевалов и тайги. Поразила сразу Мрассу своей кристально чистой водой – на глубине 4 метров четко видно дно и плавающие рыбки! Мы не преминули возможностью искупаться – и с восторгом плюхались и ныряли в недрах этой красивейшей горной реки. Мы сразу “сели” на 4 весла и весь день гребли не переставая. Решили делать ночной переход – т.е. плыть и ночью – характер реки позволял – типичный равнинный. Вскоре нам встретился кордон – избушка с егерем, который проверял всех и вся. На вопрос егеря о путевке, я поинтересовался, а кто он, собственно. Егеря как дождем смыло – через 2 минуты он предстал перед нами в камуфляжной форме, фуражке и всё совал удостоверение – читай, мол, читай, кто я такой. Я ему сказал, упокойтесь, всё нормально. Через 5 минут мы мило щебетали с егерем о том, как в этом месте уже второй год не могут выловить тайменя на 12 кг, которому трижды рвали губу переметами и который как заколдованный – обходит все сети. На последок попросил егерь пива, но у нас не было, но и сам егерь не сильно расстроился ))

По пути попадались стоянки с разными сплавсредствами – лодки, катамараны, плоты на камерах. Мы пробовали рыбачить – рыба сновала массами, но ни на хлеб, ни на подсолнечную семечку не ловилась. Рома бросал спиннинг, меняя блесны, но тоже неудачно, даже одну блесну оторвали – на счастье )). Вечером пристали к берегу, сварганили гречневую кашу и чай, перевели дух и пошли ночным переходом. Сначала на веслах был я и Юра, остальные спали, потом периодически менялись. Сильно помогали налобные диодные фанарики и мощные фонари Жени и Ромы. Тем не менее, несколько раз приходилось таскать лодку на мелях, но для физического развития это даже полезно, только было порой неохота одевать болотники и слезать с насиженного места ))

Знакомство с шорцами из д.Чазыбук

Ох, и вкусна была ушица из хариусов!

Эту гору мы окрестили Зеленой Горой

Утром на горизонте показалась деревня. Оказывается, мы проплыли ночью Усть-Азас и водопады… Ну да ладно – судя по карте, перед нами д. Чазыбук из 8 домов. Смотрим, а нам навстречу из деревни бегут два мальчика, когда мы с ними поравнялись – стало ясно, что это мальчик лет 12-ти  и его отец. Шорцы – низкорослый народ, поэтому сложно по росту определить – мальчик ли это или 50-ти летний мужик )). Завели разговор о том, о сем: как рыбалка, шишка, за жизнь. Разговорились до того, что шорец предложил купить нам у него хариуса – 120 руб/кг. Мы согласились купить килограмм – на уху. Шорец-отец, тут же, как по мановению волшебной палочки, вытащил из соседнего ручья кастрюлю с потрошеным и с просоленным хариусом – тут у них был “холодильник”. И давай нам выбирать самых маленьких хариусов – тут мы на него тоже ополчились – ложи и крупной, мол. После некоторого препирания с его и нашей сторон, все же набрали с полтора десятка хариусов, в сумме с 5-ю большими экземплярами – каждому по большенькой. Деньги отец тут же отдал сыну, сказав при этом, что всю рыбу наловил его сын – и это деньги его теперь. Мы  решили и развести костер и сготовить уху. Шорец всё вел беседу, и тут как бы случайно говорит: “Насыпьте водки”. Юра налил ему целый стакан и закуски дали. Шорец замахнул стакан, как будь здоров, а от закуски отказался. Тут к биваку подошла девочка – дочь шорца, на ее шее красовались очки – вырезанные ножом из темной пластиковой бутылки. Отец ее прогнал, сказав: “Тут нет девочек, поэтому иди домой”. Девочка заплакала, но пошла в деревню обратно. Шорец тоже пошел в деревню, пообещав привести некого Васю, который знал отлично низовья Мрассу. Через 10 мин пришел и Вася. Вася представился в наших глазах, как колоритная фигура своего народа. Ответил про наши вопросы по карте, да и так – поговорили о всем: и о том, что река обмелела за эти года, что тайменя почти нет и т.п. Налили по стакану шорцам, они выпили, опять без закуски. Шорцы показали нам рекламную карту турфирмы ШорияТур и пытались нам ее продать – на что мы просто смеялись – на карте все было весьма и весьма условно. Потом зашел разговор о том, что мы совершенно неправильно готовим уху – без картошки. “Где же ее взять?” – говорю я им. И тут шорец вызвался за просто так принести нам картошки и огурцов – и убежал за ними в деревню. Пришел с картошкой, но без огурцов и с собачкой – щенком, который тут же давай везде совать свой нос. Рома подарил парнишке-шорцу несколько крючков и грузил. Вроде шорцы попрощались с нами и пошли в разные стороны, как один подбегает, к нам, и кричит другому: “Вася, иди сюда!”. Пока Вася шел, шорец нам сказал так: “У человека две ноги, поэтому  ты насыпь водки второй раз Васе – а то как-то нехорошо получилось – он вам всё рассказал, а вы ему даже не насыпали второй раз – ведь человек одноногий – считай не человек! Обычай такой – два раза наливать”. Мы, конечно, опешили, но еще водки по стакану налили :) Вот такой хитростью шорцы выпили целую бутылку водки )). А уха у нас получилась на славу – за обе щеки мы уплетали юшку и хариуса – одного за другим. Рыбу проваривали хорошо – закинули еще раньше картошки. Хоть и говорят, что хариус паразитами (описторхоз, лямблиоз) не болеет – решили не рисковать. Хариус даже не разварился – т.к. уже пару дней солился.

“Атланты держат небо на каменных руках..”

С Юрой пугали водяных и леших

Слияние Ортона с Мрассу

Потом мы собрались, упаковали и разложили вещи и выдвинулись.  Пока плыли, Рома высмотрел молодой кедрик, залез на него и набил шишек – потом мы их щелкали всю дорогу. Уже вечером мы проплывали Усть-Анзас. По местным меркам, это крупный центр – здесь есть магазин, правда он не работал. Можно долететь на вертолете до Таштагола за 289 рублей, для шорцев вертолет стоит – всего 82 рубля – как для вымирающей нации! Здесь около 20-30 дворов, сюда идет дорога с Шерегеша, но, говорят, плохая, трудная и опасная – крутые склоны, оползни. Часто водники сплав начинают именно отсюда. Местные посоветовали заглянуть в избушку “с синими ставнями” – там вроде как продают пиво. Женя пошел к избушке на разведку, жильцов не нашел – но увидел, что пиво делают кустарным способом – вокруг были пустые бутылки и этикетки. Не солоно хлебавши, мы пошли на Китике дальше…

Кругом ходили косяки рыб – их было видно, как на ладони. Мы часто купались. Ночью опять делали переход, все прошло гладко, без происшествий, правда, лодку приходилось снимать с мелей. Заметили особенность на реках – ночью скорость течения кажется гораздо быстрее, чем днем.

Утром проплывали место впадения в Мрассу одного из крупнейших её притоков – Ортона. Было пасмурно, накрапывал дождик, но мы полезли купаться и мыться. Голышом. Чтобы лишний раз не мочить плавки )). Ниже впадения Ортона вода стала заметно прохладнее. Весь день мы шли на веслах, видели множество уток. Они надолго заныривали и потом могли вынырнуть чуть ли не в полукилометре от места заныра! Проплыли местечко “Дача”, где нам попался неразговорчивый рыбак, проверяющий карчашки. Вообще отметили такую особенность – местное население то ли врет, толи не ориентируется – на вопрос, долго еще плыть до туда-то, одни отвечали – пару километров, другие – 15 километров, третьи говорили, что такого места вообще нет. Поэтому мы хоть и спрашивали местный люд, к их словам относились ровно )).

А вот и они - Хотинские пороги! Команда перед стартом "Борьба" с Хомутами

И вот, около 20-30 мы подошли к Хомутинским порогам! Их спутать с чем-либо другим невозможно – на берегах появился огромнейший курумник, уклон реки увеличился, да и шум стоял не малый. Мы зачалились у правого берега, там есть места для стоянок. Пока упаковывались, надевали спасжилеты, я ТРИЖДЫ! падал в реку – поскальзывался на камнях. Смеху и гоготу не было конца! Но вот, приготовившись и собравшись – мы пошли на Хомуты! Впереди сидели я и Рома, далее Женя с Юрой, Алеша – на галёрке. Валы были справа и слева – кругом рокот, брызги, буквально на первом пороге, мы набрали в лодку воды. Я и Рома только успевали скомандовать – “Правый!”, “Вместе!”, “Жестче!”. На 3-ем пороге нас плюхнуло с двухметровой высоты в бочку, мы просто разрезали своими головами вал – и тут же понеслись дальше. Пару-тройку раз садились брюхом Китика на глыбы – тут же снимались и летели, лавируя между бойцов (камней по руслу реки). Что успели сфотографировать – то и успели, т.к. времени не было – успевай веслом работать, но несколько кадров и Юра и Леша “заловили”. Запомнилась и пятая ступень Хомутов – нехилый слив, от которого адреналин веселил кровь )). Пороги мы пролетели визжа и оря от восторга за 40 минут (это около 6 км). После порогов причалили к берегу. Здесь мы пофотались и перевели дух. Видели табличку, что здесь погиб мужчина в 1996 году. А вообще, местные хорошо помнят историю как в 70-е здесь погибла группа школьников (14 человек). По рассказам, в начале Хомутов стоит памятник – мать с дитём на руках, но мы, к сожалению, этот памятник не увидели. Был красивейший закат – Юра его запечатлел пятикратно.

Чалка после Хомутов. Мы победили!

Довольная команда Закат на "Хомутах"

И только сейчас мы заметили, что почти стемнело. Но это полбеды, самое веселое – у нас было всё, абсолютно ВСЁ – мокрое! Мы мигом давай искать место для стоянки. Справа увидели хорошее место, и тут слева – стоял ПСН-10 (Плот Спасательный Надувной) и Уфимка. Я и Рома пошли поговорить с народом, остальные ждали нас. На плоту были мужики из Новокузнецка. Говорят, что их тоже неплохо помочалило, особенно Уфимку. Но времени на разговоры не было – нужно срочно было разбивать лагерь – сушить вещи, готовить ужин. Как проклятые, мы стали быстро выгружать вещи, готовить дрова – накрапывал мелкий дождик, кругом – темень, все мечутся, как рыбы на нересте, но дело спорилось – развели костер, развесили все, что было. От усердия Рома умудрился сломать топор )). Опять же, сильно выручили налобные фонарики, к слову – Юра топил фонарик 3 раза, но фонарик упорно не ломался – горит себе и горит, поэтому – настойчиво рекомендую! У костра взахлеб делились впечатлениями от Хомутов – без исключения, всем понравились они, тем более после такого затяжного “равнинного” сплава. К несчастью, от хлеба остался только ком крошки в воде – который высушить не было ни возможности, ни желания. Женя обнаружил, что у него насквозь мокрый паспорт – а ему через неделю лететь в самолете – с особой любовью Женя аккуратно просушивал все его страницы ))  Только стоял треск за ушами, когда мы буквально накинулись на наше варево – все были голодны, как волки. После пиршества, если это можно так назвать, сварили чай и распили его с сгущенкой – это вообще няма! Потом еще немного посушили вещи и неожиданно для себя, я и Юра каким-то чудодейственным образом оказались в палатке, мирно храпящие, как нам потом рассказали очевидцы )).

Утро выдалось чудесным: светило солнышко, пели птички, у самой воды ходили косяки малька хариуса. Как оказалось – Рома, Женя и Алеша всю ночь не сомкнули глаз – сушили свои вещи. Бедолаги. И тут, как выяснилось, у нас в лагере случилась беда – трое из пяти человек запоносили. Видимо, сказалась вода – мы пили много сырой воды прямо из Мрассу, если поблизости не было родников. Я выдал таблетки из нашей аптечки. Спасибо большое Шестаковой Вере, которая помогла собрать аптечку и расписала поясниловку – какое лекарство от какой напасти.

Стоянка и сушка после Хомутов

На утро пили божественный чаек

Я с добытым пескарем – рад и счастлив

Решили сделать полудневку – просушиться окончательно да и отдохнуть надо было народу. Сварганили завтрак, потрапезничали. Хочу заметить на будущее – не стоит брать в походы перловку – варится она очень долго. Лучше всего для этого подходит греча – и быстро варится и калорий в ней поболее. Потом я приготовил, как мы назвали, божественный чай – насобирал шиповника и листьев смородины, для крепости добавил заварки и сдобрил лимоном – с удовольствием похлебали. Хлеб, т.е. то, что от него осталось бросили на корм рыбкам – пусть плодятся )). Мужики с ПСН-ом отчалили, мы решили их в течение дня догнать.

Потихоньку собрались и поплыли. Много купались, я взял водные очки – заныривали и рассматривали красоты подводного мира. Пытались сдвинуть большие камни разглядеть под ними налимов – камни сдвигали, но налимов не было. Правда, один раз я увидел, стоя на лодке 40-сантиметрового налима, вяло покачивающего хвостом. Было очень жарко – чтобы спастись от этого пекла, мы натянули тент. Днем увидели заводь, где было много рыбок – решили пройти с бреднем, но место было для “бредения” неудачное – много больших камней – в результате заловили одного чебака. Я решил испробовать свою острогу (специально делал для этого сплава). После нескольких безуспешных попыток, на остроге красовался, переливаясь на солнце чешуей, среднего размера пескарик. Весь день провели в купании и полудреме – на такой жаре организм просто отказывался работать веслом. Любовались красотами Горной Шории – здесь, действительно, восхитительная природа: горы, тайга, жемчужная река!

Вечером останавливались – сварить ужин. Река после Хомутов стала заметно шире, но не глубже. Опять решили делать ночной переход – Юра сильно спешил в город. Утром на горизонте появилась деревня. Я и Рома зашли в ближайший дом и расспросили – что за деревня, как далеко от Чувашки (конечной точки сплава). Мужичок-пенсионер поведал, что это – деревня Тоз, где преимущественно живут пенсионеры-дачники и что до Чувашки еще грести до вечера. Поблагодарив, продолжили путь. В этих местах Мрассу разлилась широко – но все так и была мелководной – кругом мели. Тут у меня сильно заболел живот – так сильно никогда не болел. Как раз было время обеда и мы решили зачалиться. Я валялся на берегу, проглотив таблетки – было сильно плохо, парни тем временем сготовили рыбный суп из 2-х консерв. Суп есть я отказался – было невмоготу. Тут нас догнали на ПСНе (ПСН мы обогнали ночью) – зачалились к нашему биваку – попили с нами чая, поговорили о том, о сём. Юра сфотографировал у них подробную карту этого района. ПСН отчалил, мне вроде как полегчало – выпил 2 кружки чая. Подсобрались и дальше тронулись. Грести было тяжело – ветер в лицо и большая парусность только ухудшали наше положение, да и к тому же лодку часто таскали на мелях. Видели несколько раз мертвую рыбу – как нам потом сказали старожилы – рыба умирает от жары, особенно хариус и даже налим. К вечеру доплыли до места чалки ПСНа – здесь мужики уже собирались уезжать – за ними должна была приехать “таблетка”. Мы поплыли дальше и доплыли до местечка Тура-Ла, поговорив с местной жительницей, решили заночевать тут – на одном из полуостровов. Утром рассчитывали сесть на автобус до мысков, там добраться до Новокузнецка, а из Кузни – до родимого Кемерово.

Юра с Ромой вызвались съездить в магазин в соседней деревне – Чуазас, а мы пока ставили лагерь, заготавливали на ночь дрова, сушили вещи. Через полтора часа приехали Рома с Юрой – порадовали нас свежим хлебом, на вечер взяли бутылку водки и портвейн. Я и Юра мал-мала подклеили дно лодки – в паре мест сильно резину “пожевало”. И заклеивал матрац – на нем тоже было 2 дыры. Пока готовился ужин, много беседовали с парнями “за жизнь”. Вечером стал накрапывать дождь – я, Леша и Женя пошли спать в палатку, а Юра с Ромой – закрылись в лодке тентом и играли в карты.

В районе деревни Тоз

Мужики с ПСН-10 у нашей стоянки

Последняя ночевка – на полуострове напротив селения Тура-Ла

Утром совершенно случайно проснулись в восьмом часу – стали споро собираться – нужно было успеть на автобус, который здесь должен быть в 9-30 (он трижды в день ходит). Успели мы все вовремя – даже лодку высушить – сели на автобус и примерно через час были в Мысках. Отсюда все позвонили родным: мамам, женам. Через 2 часа мы уже были в Новокузнецке, где на площади железнодорожного вокзала купили знаменитых новокузнецких чебуреков! Нам повезло – билеты мы в Кузне взяли ближайшие, да и автобус был наполовину заполнен. Водитель мчался, как угорелый – до Кемерово мы долетели меньше, чем за 3 часа. Потом Юра помог довезти лодку до дома, где меня уже ждала с нетерпением жена Анюта.

Выводы, мнения, рекомендации.

Сплав по Мрассу нам очень понравился, хотя Мрассу на почти всем своем протяжении имела равнинный характер, но в спортивном плане порадовали нас Хомутинские пороги. Команда у нас получилась хорошая, слаженная – что очень важно в мероприятиях такого вида. Жаль, что не удалась рыбалка, зато накупались и налюбовались красотами Горной Шории. Для прибывающих в Таштагол и желающих уехать в Усть-Кабырзу или Усть-Анзас нужно знать, что машину до туда не всегда легко найти (по нашему приезду был всего 1 частник, а желающих уехать до Усть-Кабырзы – несколько групп), причем дорога до Усть-Анзаса к тому же очень сложная. Но, кто может подождать, за символическую плату может уехать на автобусе – он ходит 3 раза в день. В Усть-Кабырзе настойчиво рекомендую группу зарегистрировать и выписать путевку на сплав – потом не будет мороки с егерями, да и на душе поспокойнее. Продукты лучше брать полностью – на все дни сплава, потому что рассчитывать на местные деревни нельзя – то все на покосе, то магазин не работает. Для общения и выманивания у местного населения продуктов (рыбы, овощей, молока и пр.) рекомендую иметь несколько флаконов спирта или водки. Правда, шорцы пошли ушлые – всё чаще просят деньги, поэтому энную сумму деньжат тоже держите на прозапас.  В походе сильно помогли налобные фонарики (вещь!), накомарниками почти не пользовались – мошки было очень мало. Опять порадовал нас своими рекоходными качествами Китик – мы им всячески довольны. Не забывайте про запасные весла – у нас за эти дни сломались 2 весла. Своё “отработали” болотники – тоже вещь нужная и незаменимая. На Хомутинских порогах спасжилеты обязательны для всех, кто не умеет плавать или не имеет опытов сплава по рекам 3 категории – такое мое мнение. Ценные вещи (паспорта, документы, билеты и проч.) рекомендую упаковать в 3-5-10 пакетов )) - надежнее будет. Держите сухими хлеб, сухари и печенье! В обязательном порядке имейте с собой хорошо укомплектованную аптечку!

В целом река в малую воду пригодна для семейных сплавов, природа Горной Шории настолько необычайно живописна и красива, что эти дни надолго запечатлятся в памяти, как несколько дней в райском уголке нашего Кузбасса )).