Сайт Борзые Караси (логотип)

Первый поход на Поднебесные Зубья (2 часть)

1 2 Фотоальбом

День третий (19 июля)

Сегодня мы хотим пойти на Большой Зуб. Утром было мокровато и пасмурно. Вылезаем из палатки – лагеря нет. И когда успели эти 20 человек утопать так незаметно? Удивительно.

Попили чай, вскипятив воду на костре. Подошли новые туристы – несколько женщин и мужчина, остановились на месте лагеря. Мы оставили все вещи в палатке, Дима надел свой яркий оранжевый галстук (типа пионерского, только яркий – для ориентирования), накинул себе на плечи клапан от рюкзака, положил туда несколько пакетов, банку сайр, нож, на шею надел компас и мы отправились в путь – покорять Большой Зуб! Время было пол второго.

Долина ручья Высокогорного

Дошли до вчерашнего ручья, где сворачивали на водопады, но теперь мы перешли через него и шли дальше. Опять пошел противный дождик. Мы с Верой надели дождевики, а Дима как шел в футболочке, так и шел. Временами попадались места-болота, да еще и дождь все развез, поэтому чистыми нас назвать уже нельзя было – по пояс в грязи. Шли вверх по ручью Высокогорному, чуть повыше, по высокой траве, опять по грязюке. Народу что-то больше не попадалось. Вышли на курумник. Виднелись каменные туры, и мы пошли, ориентируясь на эти кем-то заботливо сложенные туры. Сами тоже сооружали туры и добавляли камней в уже сложенные. Дождик наконец-то прекратился. Пройдя курумник, вышли на полянку. Панорама стала меняться – было видно, что мы поднимаемся все выше и выше, горы сзади опускались вниз. Открывая перед нами свои просторы и снежные вершины, а впереди наоборот, росли по мере нашего приближения к ним. Здесь росли очень красивые цветы, я их видела еще в учебнике природоведения в школе, но забыла как называются. Такие синенькие, как колокольчики  большие с желтой серединкой. Первоцвет вроде. Кустарник отступил вниз. Теперь перед нами были только горы. Прошли мимо озера и оказались в большом цирке – идем прямо по арене, а вокруг горы, горы. И ручьи со всех сторон гор стекают вниз, соединяясь там в один ручей, Высокогорный. Преодолели курумник. Перед нами стояла огромная гора, вершина её казалась уходящей далеко в небо. Дима сказал что это и есть Большой Зуб, на который нам нужно залезть. Честно говоря, стали одолевать мысли – а успеем ли? Часов-то ни у кого нет, а идем уже долго, часа 3-4. Но Дима лез впереди, как горная лань, скача с камня на камень. И мы за ним. Еще одно озеро. Тут вообще красота! По обоим берегам был снег, который, подтаяв, нависал над водой как карниз высотой 1-2 м. Вода была цвета черно-зеленая и неподвижная. Наверное очень холодная! Пофотографировались здесь.

Подножие Большого Зуба преграждал курумник. Дима лез впереди. Склон был довольно-таки крутой, градусов 45. когда Дима залез на вершину курумника, он издал возглас восхищения. Следом забралась я. Вот так картина! Прямо перед нами был снег, как будто какая-то огромная снежная горка спускалась с гор, с курумника и плавно шла вверх, прямо к нашим ногам. Когда Вера залезла сюда, мы подошли к кромке снега. И тут я увидела цветы – желтенькие, вроде неприметные, но фотография из интернета мне что-то подсказала. «Смотрите, а это вроде золотой корень!». Это точно оказался он. Мы подошли и молча, минут 40 копались в земле, пока не набрали 2 пакета корня. Мародеры, короче. И что, спрашивается мы теперь будем делать в горах с этими пакетами? Тяжеленькие довольно-таки.

Высокогорное озеро у подножия Большого Зуба Манящие вершины ждали нас… Золотой корень (он же – родиола розовая)

Было немного прохладно. Вообще, все здесь казалось мне таким большим, будто мы – лилипуты, находимся в стране гулливеров. Как букашечки. И немного жутковато – мы здесь только втроем и больше никого, только вершины гор, снег, курумник. Перед нами стояла гора, как считал Дима, Большой Зуб, но в лоб её не возьмешь, надо заходить слева и по хребту идти к ней. Мы прошли по снегу вверх, боясь поскользнуться и скатиться вниз (скатишься – мало не покажется, долбанешься прямо с разгону в курумник!). Решили пакеты с корнем оставить тут, на большом камне, а по возвращении забрать их.

Полезли на гору. Камни тут были не очень большие, и росла кое-где трава. Рядом бежал маленький ручеек. Наклон был хороший, градусов 50-60. сзади ползущие должны были оберегаться от камней, падающих иногда из под ног верхних ползущих. Тут иногда рос мох, и было удобно практических на карачках лезть как паук, погружая руки и ноги в мох. Тут тоже рос Золотой корень. Лезла Вера, сбрасывая порой из под ног камни, которые с грохотом скатывались вниз, увлекая за собой другие. Так лезли около часа. Мы с Димой забрались на перевал первые. Уухх, видок! Горы, горы, одни горы на горизонте, и облака низкие, и видно что в нескольких местах идет дождь и кажется что эти тучи прямо на уровне нас. Потом залезла Вера. Мы побегали по перевалу, смотря вниз, на горы, озера и степи, стали фотографироваться. Тут были туры, построенные людьми, т.е. каменные пирамидки. Мы тоже возложили камешки. Открыли банку сайры (золотая сайра! – ради нее столько лезли!), написали записку о том кто мы, дату нашего восхождения и положили её в тур. По нашим ощущениям, было часов 8-9 вечера. Конечно, на ту вершину, которую мы приняли сначала за Большой Зуб, не полезли. Дима понял, что это вовсе не Большой Зуб, а Зубья находятся дальше, отсюда было видно что эта гора на самом деле не такая уж и большая, зато другая взмывалась ввысь – это и был Большой Зуб.

На фоне г. Большой Зуб

Полезли вниз – надо было торопиться, ведь нам нужно вернуться пока еще светло, а то точно в курумниках потеряемся! Сначала спускаться было легко, потом труднее, камни сыпались из-под ног. Дима  быстро спустился, взял пакеты с корнем, и теперь ждал нас. Начинало смеркаться. Дима дождался когда мы спустились, провел инструктаж, и мы пошли домой. Включили автопилоты. Преодолели курумник, одно озеро (снежное), потом полянку, другое озеро. Как все это казалось долгим! Мы шли и шли, а вокруг все темнело и темнело. Когда дошли до туров, напрягали свое зрение, чтобы разглядеть туры  и тропу. Если бы не туры, наверное заблудились бы точно! Но мы все же успели выйти на основную тропку. По болотам шли прямо по грязи, утопая в ней по щиколотки. Но это пустяки. Было уже темно, часов наверное 12, ничего не видно.  Темнота таила в себе опасность падения и ломания конечностей практически на ровном месте, а вокруг были камни, болота, коряги! А Дима еще несет в руках этот золотой корень! (для нас он точно золотой!). Грязные, с мокрыми ногами, мы дошли наконец-то до ручья Безымянного. От него еще пару часов идти. А впереди лес, и ни у кого нет фонарика. Топаем, периодически падая и спотыкаясь о камни. Прошли “Пасть акулы”. Все наши органы чувств работали на полную катушку, мозг варил и кипел, руки-ноги двигались без устали! Я временами практически на карачках ползла по камням. Зашли в лес. Не перестану удивляться, как же это Дима все видит – тропинки, перекресточки! Я не видела ничего, и шла только за ним. А Вера за мной. Вдруг впереди мы увидели прожектор, который освещал немного дорогу, но и слепил глаза. Мы подумали – откуда здесь прожектор, электричества же нет! Оказалось что это луна! Вот так луна, никогда в жизни такую не видели! Наш автопилот работал хорошо, но когда мы останавливались, то нас качало из стороны в сторону. И вдруг мы пришли.

Мы на вершине! По одну сторону хребта Тигитрыш находится Кузбасс, по другую – Хакасия!

Я даже не ожидала, только когда наткнулась ногами на нашу палатку, подумала «ого, неужели мы дошли?». Тут наш автопилот стал отключаться. Нас таращило в разные стороны,  сейчас бы чаююю и костер! Дима пошел на огонек где-то в стороне, мы с Верой стянули мокрые кроссовки и переоделись в сухую обувь. Эти шнурки, мокрые и покрытые грязью я развязывала наверное минут 10. пришел Дима, сказал что сейчас пойдем пить чай. Переоделся, взял котелок, чай, нашего домашнего коньяка (или как его назвать), и пошли к костру. Было 2 часа ночи. Мы ходили 12 часов! Отогрелись у костра, вскипятили чаек, попили, посидели немного с  девушками, которые скучали целыми днями  на этом месте, и пошли спать. Бухнулись в палатку, забрались в спальник, тут нас почему-то с Верой настиг немного истеричный хохот. Все вспоминали, как мы копали корешок, да как Дима потом его тащил всю дорогу. Заснули.

День четвертый (20 июля)

Я проснулась первая. Было жарко – на улице светило солнце. Вылезла из палатки – наши соседи уже встали и копошились у костра. Тетенька меня спросила, когда мы вчера вернулись. Я сказала, что в 2 часа ночи. Она  сказала, что они специально вчера вечером костер тушить не стали, и оставили чайник к золотым корнем для нас.

Наш лагерь утром...

Меня как-то водило, голова и тело слушались плохо, ходила медленно. Проснулась Вера, потом Дима. Они тоже были зомби. Мы с Верой посмотрели на наши грязные вещи, валяющиеся у палатки, и пошли их стирать. Дима сходил искупался в Казыре – это его взбодрило, и пошел к костру готовить чай с золотым корнем.

Наши соседи стали собирать палатки и рюкзаки. Вера обработала женщине натертые ноги. Они отдали нам целый пакет с конфетами и сухарями! Спасибо им большое! Мир не без добрых людей. Напились от души чая с золотым корнем, развесили сушиться нашу одежду на веревку, и пошли мыть золотой корень. Погодка была отличная, солнце светило вовсю, наша одежда высохла быстро, корень тоже подсушился. Да и мы были уже бодренькие и готовые к дальнейшему переходу. У нас оставалось только 2 дня, поэтому идти дальше, в Золотую Долину, было бессмысленно.  Сегодня мы решили идти обратно, дойти до Рубановского стана и там остановиться на ночь.

Промываем золотой корень в студеных водах ручья

Собрали свои рюкзаки и отправились в обратный путь. Идти было легко. Дошли до Куприяновской поляны, там сделали остановку. Встретили тетенек из Новокузнецка, с которыми ходили на водопады. Они нас напоили чаем с вафлями и сгущенкой. Решили пойти посмотреть слияние Большого и Малого Казыров, это где-то километра 2-3 по речке. С нами пошли еще мужчина с сыном и дочерью, и одна из этих женщин – Лена. Дима был предводителем. Приютчик нам смутно обьяснил, как туда идти (рукой показал). По дороге встретили  наших соседей на Высокогорном. Зашли в лес, но тропы не обнаружили. Была какая-то неясная тропка, по которой мы пошли и уперлись в тупик. Побродив еще немного в траве, полазив по кустам и болотам, мы вернулись назад, так и не увидев слияние Казыров… Оказывается надо было перебраться на другой берег, и идти по противоположному берегу.

Девчонки на фоне именитых пиков Дураков

Наша троица, взяв рюкзаки и оставленный позавчера пакет с едой у приютчика, пошла дальше, к Рубановскому стану. До него от Куприяновского было 4 км. Когда мы дошли, начинало уже темнеть.. нашли место для палатки в лесу, недалеко от избы где жили дети из Воскресной школы, развели костер, пособирали в сумерках чернику на компот, покушали  Димин супчик и попили чаек.. потом Дима стал спорить с Верой о какой-то ерунде, этот спор перетек в палатку, и только пол третьего наконец-то все решили заснуть. Я еще помню, что мне было жутковато, казалось, что кто-то ходит вокруг палатки, какие-то неведомые зверушки...

День пятый (21 июля)

Сегодня мы решили все-таки покорить пик Дураков..

Утром попили чай с черникой, собрали рюкзаки, оставили их на приюте и пошли на пик Дураков налегке.  Пройдя курумник, вошли в лес, там тропа поднималась вверх. Идти было хорошо, погода стояла ясная, потом солнышко скрылось и нам было хорошо идти по теньку. Поднявшись практически до вершины, стало пасмурно, загремел по сторонам гром. По мере нашего поднимания, было видно горы и дожди, идущие полосами из туч. Дошли до курумника. На кустике кто-то привязал колокольчик с запиской о том, что этот колокольчик принесет всем счастье, и своим звоном будет отпугивать злые силы. Мы назвонились . Начался дождь. Я взяла с собой дождевик, который меня спасал от дождя, а вот Вера и Дима шли как есть. По курумнику было идти опасно, он быстро намок и ноги скользили по камням. Но мы забрались на вершину Первого Дурака. Там свистел ветер и шел дождик, ничего в панораме не было видно, хотя было понятно, что не будь дождя, перед нами открылась бы красивая картина гор и лесов. Пофотались, и стали спускаться вниз. Вера завернулась в российский флаг, и он её спас от холода. Когда зашли в лес, дождик закончился… на пик мы лезли полтора часа, обратно – минут 40-50.

Вот мы и победили! Торжественное поднятие флага на Первом пике Дураков

Спустившись вниз, мы были промокшие, обувь хлюпала. На приюте мы стали сушиться у костра в летней кухне. Приютчик предложил нам чай, а женщина, которая готовила для детей  обед, предложила нам кашу и оладьи Как мы были благодарны ей! Каша такая вкуснющая и оладьи – пальчики оближешь. Посушившись, разговорились с приютчиком, который, узнав что мы хотим завтра поехать на электричке до Междуреченска, посоветовал нам ехать сегодня ночью на поезде Абакан-Москва. Мы подумали, что это был бы на самом деле хороший вариант, чтобы не ночевать в Новокузнецке.

Мы пошли к Алгую. Оказалось, что до него всего 1 км! Не останавливаясь, шли до самого Кузбасского приюта (у переправы Томи), только завернули на тальковый карьер, пофотались там. Шли от Рубановского часа 3. Дима пошел отметиться у МЧС-ников. Подошли к Томи – переправщика алтайца нигде нет. Ждали его около часа, и пол одиннадцатого переправились на другой берег. В Лужбе Дима купил шоколадку и кириешки. Выйдя на станцию, облюбовали местечко с лавочкой. Дров правда нигде не было, да и темнеть стало. Поэтому наш приумс опять выручил. На нем приготовил Дима супчик, потом чай. Спасаясь от холода, надели вторые штаны и кофты, и уселись вздремнуть на лавочку.. Было 12 часов ночи. Поезд прибудет пол четвертого. Около часа подремали, кто насколько мог (мешали капли, падающие с крыши). Потом Дима пошел  прогуляться и набрел еще на одну группку туристов, у которых был маленький костерок. Эти ребята шли с приюта “Адмиральский” – который далеко - 47 км отсюда и тропа к нему не набитая, но ребята – опытные туристы. Вернулся, мы еще часик перекантовались одни, потом пошли к тем туристам. Что интересно, в том месте много жаб было, прыгают по асфальту в траву, прячутся от нас.

Прощальное фото на ст. Лужба на долгую память о нашем первом походе на Поднебесные зубья!

Дождавшись поезда с туристами из Прокопьевска, мы вместе с ними сели в последний общий вагон поезда. Разместились где кто, так как народу было много. В Междуреченске народ вышел и мне даже удалось занять верхнюю полочку, а Диме с Верой – боковые места.

Финал

В Новокузнецк приехали в 9 утра. Я всю дорогу до Кузни проспала, проснулась только у вокзала. Дима с Верой тоже. В Новокузнецке купили билеты на автобус до Кемерово, который отправлялся через 40 минут. За это время мы привели себя в порядок, сходили с Верой купили булочек и сок. (В Новокузнецке у автовокзала продаются очень вкусные и разные булочки, и к тому же недорогие!). Сели в автобус. Все 4 часа проспали как убитые. Только в Колмогорах Вера с Димой вышли подышать. Я проснулась, когда мы проезжали надпись крупными красными буквами «Кемерово». На вокзале разобрали рюкзаки, попрощались и поехали по домам, пахнущие костром, горами и лесом!

Заключение

Благодаря сбору информации в интернете,  дорогу мы продумали хорошо, туда и обратно получилось ехать с минимумом по времени. Обувь надо иметь как минимум 2 пары! Примус – вещь порой необходимая. Побольше сухарей, карамелек (можно и шоколадку припасти, а день на третий-четвертый с чаем съесть – кайф будет). Пожалели что не брали сгущенку. Неделя для путешествия – мало, нужно иметь в запасе хотя бы дней 10, чтобы сходить в Золотую долину и полазить от души по горам, порыбачить. Карту и компас – очень желательно иметь!

Туристы там все добрые и приветливые! Часто встречали костровища с заготовленными дровами – это предыдущие туристы заботливо их припасли для будущих следопытов. Мы тоже стали оставлять дрова – следовать неписанным традициям. И конечно – полностью сжигать за собой мусор, банки и т.п. – беречь нашу Природу.