Сайт Борзые Караси (логотип)

Чуя-Катунь (1 часть)

1 2 3 4 5 6 Лоции Видео Фото

Ну вот у меня и добрались руки – написать историю о том, как мы сходили в чудо-сплав по рекам Горного Алтая – жесткой Чуе и мощной Катуни.

Предыстория. «Экспедиция на грани срыва…»

Идея сплава по Чуе-Катуни “вынашивалась” нами около годика – наша команда всёрьез решила заняться водным туризмом, поэтому за предыдущую осень и зиму были куплены катамараны: «Малый Инзер» – фирмы УралЭкспедиция, г.Уфа и «Мажой» - фирмы Кулик, г. Новосибирск (как нас уверял основатель фирмы Анатолий Кулик - он производит лучшие катамараны в мире!). Бу-га-га, но мы повелись на его хвалебные речи и прикупили катамаранчик, о чём собственно, и по сей день не жалеем. В Новосибирской фирме «Glashers» мы заказали защиту для водника, а в кемеровской фирме «Наяда» заказали  гидрокостюмы, которые шьют в московской фирме Neopro. Ну ладно, хватит рекламы и пиара… Вот такая сборная солянка по снаряге, но нас это не смутило – и мы добросовестно всю зиму изучали всё досконально – от лоций и особенностях рек до действий в экстремальных ситуациях, возможных при сплаве.

На р.Мундыбаш, май

р.Казыр (Куприяновский порог), июнь р.Казыр (Три Фашиста), июль

Для апробации катамаранов и собственных амбиций мы сделали весной вылазку на р.Мундыбаш и летом две вылазки на р.Казыр. Уже имея за плечами опыт прохождения рек 3 категории и даже киль, мы самоуверенно и в некоторой степени борзо-нагло решили в сентябре пройти связку рек Урсул-Катунь или Чуя-Катунь о которых начитались до икоты и насмотрелись видео – до пестрения в глазах. Заблаговременно взяли все отпуска на сентябрь – чтобы осуществить нашу задуманную мечту. И ничего не предвещало беды…

Но, за три недели до сплава Артем заявляет, что на сплав идти не может – у него аврал на работе, с его слов: «Вот вы на меня коситесь, а я, между прочим, делаю так, чтобы у ваших детей была горячая вода в доме» (Его организация занималась ремонтом насосной перед отопительным сезоном). Понимая, что наши дети – это святое и что только спаситель-Артем может их уберечь от зимних морозов, мы вошли в его положение, но встал вопрос – где найти человека на второй катамаран – взамен Артема, а планировали мы идти на реку двумя катамаранами-двойками. Артем вспомнил, что у него есть знакомый всех дел мастер, в том числе и водник Женя, по прозвищу «Кузя» – странно как-то, но всякое бывает в жизни нашей непонятной :-). Встретились с Женей-Кузей, он даже Шавлу-Аргут-Катунь ходил, но у него одна «проблемка» н- на кате может сидеть только справа, за что и получил кличку «Кузя-Праворукий». Он сказал, что уточнит через неделю – сможет ли он с нами пойти или «бачамба» (что означает – полный трындец). И, конечно, через неделю вылезла полная «бачамба». Экспедиция ставилась на грань срыва, мы были в полном ахтунге! В шоке – где искать гребца – давай писать судорожно на все сайты-форумы водников зазывной клич – мол, ищется желающий на сплав, посадочное место, вкусный стол и теплый спальник – всё включено :-). И параллельно давай пробивать по всем каналам – клубам-кучкам водников всего сибирского региона. Откликов было – с гулькин нос, но всё же мы состыковались с новосибирцами. У них группа шла Чую-Катунь за 4 дня в режиме «гребИ и гребИ ты сюда не отдыхать приехал». Нам деваться было некуда – мы согласились на их жесткий график, но когда сказали, что к нам на кат посадят женщину, мы напрочь отказались от этой затеи и решили продолжить поиски гребца.  И нашелся гребец, и имя ему было Вадим. О нас ему рассказал Женя-Кузя-Праворукий. Вадим мне позвонил, сказал, что есть время и желание побывать по нашему маршруту. Нашей радости не было предела! Я и Артем съездили к нему в Кедровку: познакомились, Вадим расспросил подробно о лоции, о катамаранах, организационных вопросах, а тем временм попутно всё шутил и вообще он нам показался очень веселым парнем, что и подтвердилось в дальнейшем. Сначала хотели взамен нашего Инзера взять его кат БелРафт (который он сшил сам вместе с одной швеей – есть же еще самородки!), но вопрос отпал после выяснения того, что его рама не влезет в наши машины.

Радостные, что нашелся все-таки человечек к Роме на кат, мы стали в рыхлом темпе подбивать вещички по списку, кстати, список этот я готовлю к каждому походу, но он всегда одинаков :-). Артем любезно нам предоставил рации, я зарядил 2 комплекта аккумов к фотику – мы же будем много снимать фоток, я так думаю… Вечером позвонил Вадим, спросил, сколько берем водки. Узнав, что всего 3 бутылки, последовала фраза: «Что-то вы по-жадному…». Я не знал, что она означала, но в походе понял, что значит – мало. Также Вадим переспросил – пойдем ли мы Мажойский каскад, я аж оторопел – какой Мажой, мы вообще впервые на реке 4-й категории! Вадим остался доволен, что мы не дёрнем на мажой, а будем сплавляться по «шалушкам».

Как хорошо, что заранее мы подготовили своих жен к этому мероприятию (с их стороны – сомнительно-ненужному), теперь женам некуда было деваться – и они нас отпустили на эту экстремальную поездку. По части заброски – решили что поедем на машине Артема и Ромы. Обратно Ромину машину поведет его брат Леха, который любезно согласился нас посопровождать на протяжении 1000 километров, нечасто найдешь эдаких добрый людей.

День первый (1.09) «Здравствуй, Алтай!»

Подъем в 2-40, наверно только последние отморозки, как мы встают в такую рань и едут черт знает куда и черт знает зачем, но нам не привыкать – мы же борзые караси! Наскоро, полусонный, потрескал завтрак, приходит смс-ка от Артема: «Выходи». Впервые вижу смс от Артема – он ненавидит писать их, но, видимо, его глубоко задела наша экспедиция – и даже в нём что-то поменялось. Артем приехал уже затаренный – 8 весел и катамаран уже лежали привычно в багажничке, туда же запихнули мой рюкзачище. Я поцеловал своих девчонок (жену Аню и дочку Настю), сказал, чтобы не переживали, МЧС работает же круглосуточно :-). Запомнил  Анины напутственные слова: «Будьте осторожны, вас дома ждут живыми и здоровыми».

Рванули – в Кедровку за Вадимом. Он нас поджидал с нетерпением, загрузили его пожитки и поехали в путь-дорогу. За постом ГАИ встретились с машиной Ромы в которой помимо его был  его брат Леха, Костя и Наташа. Наташу по дороге завезем в д. Быстрянка, что в Алтае – прямо на трассе стоит эта деревенька – по нашему пути. Настроение с самого утра было какое-то приподнятое, от предвкушения похода, по-видимому. Парни летели по трассе не ниже 140… я вдавился в сидушку и боялся пошевелиться и даже моргнуть (вдруг это скажется на аэродинамических показателях машины). Рома вообще делал на трассе такие «финты ушами», что я даже удивлен, что его пассажиры себя отлично чувствуют :-), я за них переживал больше, чем за себя, честно. По дороге остановились в кафешке – испили чаю и хлеба прикупили свежего, и опять сели рейсеры за свои баранки. День выдался, к счастью, - солнечным и было это вдвойне приятней.

Алтай встречал нас солнцем и дружным ржанием лошадок :)

Ну вот и замаячила табличка на дороге, которая гласила, что мы добрались до д. Быстрянка – где живут Наташины родители. Встретили нас по-царски: сразу усадили за стол, вручили ложки и заставили есть щи, а мы, собственно, и не были против. Тем, кто не за рулем – еще и самогончиком деревенским угостили. Пока трапезничали – вели беседы с родителями за дела наши житейские. Откушав, нам в дорогу еще дали яблок, винограда. Мы раскланялись за радушный прием – и дёрнули дальше.

По ходу движения стали появляться уже скалки, да и ландшафт стал заметно отделяться от нашего – сибирского. Тут и там уже бродили стада коров, отары блеющих овечек. Мы даже подумали – нужно ли нам свежее мясо в походе :-)?  По пути сфотались у стелы «Республика Алтай» - вроде как знаковое место, грех не сфотаться. В п.Сростки есть эдакий базарчик, где мы подприкупили беляшиков и медовухи. Подкатили к туркомплексу «Царская охота», вышли на мост через Катунь, оценили уровень воды. Воды было маловасто – ниже средней, с Артемом зашли на соседнюю турбазу к его знакомой – познакомились. Катим, т.е. летим далее.

Здравствуй, Алтай! На перевале Чике-Таман Перевал Семинский

Дорога пролегала через живописнейшие пейзажи – я только успевал фотать окрестности через форточку автомобиля. Вот и вдоль Катуни покатили – так красиво было вокруг, что не утерпели – по нескольку раз выпрыгивали из машин и фотались на фоней всей этой красотищи! Начались ГОРЫ, да именно горы – о которых складываются легенды Горного Алтая, там где находится величественная Белуха, откуда начинаются именитые сплавные реки. Чем дальше мы уезжали в глубь Горного Алтая, тем горы становились скалистее – все меньше становилось на их склонах лесных массивов, порой попадались только скалы.

По дороге преодолели перевал Семинский – перевалом его назвать можно, но с натяжечкой – ибо набор высоты постепенный и прям «эффекта перевала» я не ощутил. Зато тут прям на вершине перевала есть еще одна стелла, и парочка балаганчиков где торгуют всякой всячиной – от меда до шаманских бубнов. Заставил глубоко подумать огромный плакат с надписями на русском и алтайском языках, гласящий: «Дорогой Гость! Счастливого тебе пути! Остановись. Подумай. Не нарушил ли ты чей-нибудь покой? Не оскорбил ли ты кого? Не оставил ли после себя мусор? Не забывай: каждому воздается по его деяниям и мыслям».

Недалеко находится база российского значения по подготовке спортсменов-лыжников, Костя когда занимался лыжами – был тут на сборах. Увидели р.Урсул – я был в изумлении, неужели этот ручеек по колено и называют «диким, необузданным Урсулом»? Конечно, вода упала, но всё же было как-то непонятно – кто выпил воду из Урсула :-)? Потом преодолевали перевал Чике-Таман, это отдельная тема – перевал красив: взбирается крутым серпантином, прорезая скалы. На вершине – смотровая площадка и прекрасный вид с высоты. Тут мы пробыли около получаса – пока все поперефотали и облазили – время пролетело махом.

Панорама перевала Чике-Таман Начинаются холмики и горы Матушка-краса Катунь

В скором времени наша дорога пошла вдоль Чуи. Вадим что-то очень расстроился, взглянув на Чую, по его словам «эти шалушки – для детишек». Он думал, что необузданная жесткая Чуя – гораздо суровее и страшнее. Костя тоже пал духом – по нему было видно, что он тоже недоумевает по поводу «крутой жести» Чуи. Зато радовался Рома – ему такая вода была по нутру. Но как в последствии оказалось – «накушаться» водичкой – нам хватило сполна! В одном месте остановились и увидели такую картину: посреди острова на Чуе бродит овцебык. Нас это позабавило, ниже по течению увидели целое стадо этих животных, пофотались на их фоне.

По пути вычисляли по лоции – где порог Бегемот – очень хотели его посмотреть. Поняв, что его уже как 3-4 км. проехали, развернули тачки и поехали искать заново.  Наконец, увидели внизу, сквозь деревья – ориентир порога – деревянный мост через Чую. Нда… Порог впечатлил, теперь Вадимка ходил хмурной от того, что ему вдруг стало «очень как-то тревожно». Водичка тут хлюпалась ай как нехило, хоть и вода была средняя. Осмотрели порог по левому берегу реки. Встретили сборную группу из Новосиба и Бийска – именно ту, с которой мы планировали вместе идти, тут же был и Слава Булдыгеров – который их привез на своем микроавтобусе. Им осталось последней четверке пройти Бегемот, мы решили посмотреть как они проходят. Четверка оказалась Большой Инзер – старший «брат» нашего Малого Инзера. Шли без вещей, прошли легко и непринужденно – как нам показалось. Мы покрутились еще немного у порога, пофотались и рванули дальше.

Вот и р.Чуя появилась! Горный серпантин

Появился загадочный поселок Чибит. Мы стали искать место для лагеря, тут мнения разделились – одним нравилось то местечко, другим это. И еще вдруг увидели на горизонте какую-то вершину – всю в снегу и Артемке ну очень захотелось туда съездить. Я реально прикинул – километров до нее 30-40, уговаривал не ехать… Но все равно – заехали в поселок, спросили – как туда доехать. Местные бабоньки посмеялись, посмотря на наши машины (Тойота Королла и Хонда Торнео) – мы поняли, что туда только на ГАЗ-66, накрайняк – на бобике можно прорваться. Стали опять искать место под лагерь, нашли его – переехав на левый берег Чуи по деревянному мосту.

Раскинули палатки, стали налаживать бивачный быт. Замутили костерок, собрали катамараны, надули. Бзиком нашим, да что там нашим – моим :-) были леера. Начитались мы – что вещь дюже нужная – при килях особенно – чтобы не беспомощно хвататься ручонками за что придется – а надежно так ухватиться за леера и вылезть в раму. Так вот – я все время и спрашивал Рому и Вадима – «что у Вас с леерами?», они их что-то все не приделывали – а всё подгоняли коленные посадки. Весь поход продергивалась эта фраза  «что у Вас с леерами?» - по поводу и без оного :-).

У порога "Бегемот" Вечерние посиделки

Потихоньку стали собираться к столу – Костя (наш незаменимый и неизменный завхоз) уже успел чего-то нарубить к трапезе. Выпили, как полагается, за приезд. Начались разговоры про всё на свете и продолжались до полуночи. Но в конце концов – все заснули…