Сайт Борзые Караси (логотип)

Шория-Тур Каменные реки.

14 июня. Вечер. На перроне вокзала люди с огромными рюкзаками. Видимо тоже собрались в активный тур. Томительное ожидание посадки. Ура! Грузимся… и поезд Кемерово - Таштагол увозит меня в мою мечту.  Почитав, посмотрев в окошко на родные пейзажи, попив вечернего чаю, и ответив на все вопросы моей любопытной соседки сладенько засыпаю под мерный стук колес. На одной из станций в купе появляется новая соседка, тоже с рюкзаком. Одновременно звучит гитара в конце вагона.  Отдаю куртку своей озябшей  соседке и вместе с новой иду в конец вагона слушать и петь песни.  Ребята оказались спортсменами водниками. Ехали на Казыр на соревнования. Около 4 утра опять иду баиньки.

Верблюды - каменные останцы

15 июня. На станции Кондома утром встретила машина Шории-тур. Там же познакомилась еще с одной туристкой Ириной из Прокопьевска. Как оказалось, нас в группе и будет всего двое. Приехали на турбазу Медвежонок. Нас поселили в прекрасный двухместный номер, телек, душ, холодильник (который мы правда обнаружили в день отъезда, т.к. он был в столе. Прямо как у Задорнова, открываешь дверцу шкафа, а там …выключатель).  Расположились, сходили в столовую на обед и пошли в прокатку получать снаряжение. Под роспись были выданы спальник, рюкзак, коврики, дождевик, посуда, спасжилет. Инструктаж: С пола ничего не подбирать, Траву никакую не заваривать, Незнакомых ягод не есть. Уходить из лагеря далеко, только поставив в известность инструктора.  Плюс советы по сбору рюкзака и упаковке вещей.  Познакомились с инструкторами – Димой и Сашей. Упаковали свои рюкзаки в номере и поехали в Таштагол, посмотреть на город. Сходили в церковь. В музее заказали экскурсию. В музее меня особенно впечатлил зал, посвященный религии шорцев, шаманам, обрядам и прочему.  Вернулись на турбазу к  ужину. Погуляли по летней горнолыжной трассе и бай! У меня сложилось впечатление, что все там живет в ожидании зимы, зимний горнолыжный туризм приносит гораздо больше дохода. Как оказалось мы были первыми летними туристами, открывали сезон. Кроме нас на турбазе были только две детские группы.

Застава егерей у скалы Медная

16 июня. Утром к 9-00 мы были в прокатке. Ужаснулись тому количеству вещей, которые мы берем с собой.  С самого начала стало понятно, что наши инструкторы обладают потрясающим чувством юмора. Причем было непонятно, в какой момент они шутят, а в какой говорят правду. Типа, мы каждый сплав топим пару туристов, а так как вас всего двое… Можете звонить близким, в общем. И т.д. С нами еще поехал спасатель МЧС. Опять же как мы узнали потом, тоже бывший инструктор, просто сейчас в отпуске, решил прокатиться с друзьями по маршруту, отдохнуть. Составом в 5 человек грузим вещи в УАЗик. Едем до шорской деревни Усть-Кабырза. Там на берегу Пызаса, притока Мрассу,  выгружаем вещи.  Собираем катамаран, вернее смотрим, как это делают инструкторы. Они же готовят нормальный завтрак.  Водитель вернулся, привез еще горячего хлеба из деревни. Вкусный! Спускаем катамаран и лодку на воду и поплыли. Заставили нас одеть куртки, а сверху спасжилеты. Правда на реке мы поняли почему, на воде сильный ветер, даже если воздух теплый, продувает.  Весла нам не дали в первый день. Поэтому мы только сидели на катамаране и … созерцали… и было на что посмотреть. Прозрачная вода, рыба плюхается на перекатах, Берега… Кедры, пихты, березы, осина… Огоньки. Скалы. Под веселые байки инструкторов про туристов подчаливаем к заставе.  Егеря из шорцев. Проверяют и регистрируют наши путевки.  Теперь мы Законно в Шорском национальном парке. Примерно там же встретили ребят с ружьями. Они были на одной лодке втроем. Практически никаких вещей с собой на несколько дней пути. Спрашивали сколько дней плыть до Хомутовских порогов. Так интересно было рассматривать подробную карту.  Около шести подчаливаем на первую стоянку у скалы Медная.  Оборудовано кострище, стол под крышей, скамейки, рядом ручей. Идем изучать окрестности. Место очень живописное. Разбиваем палатки и ребята начинают готовить обед-ужин.  Это так здорово, сидеть возле костра и смотреть как мужчина  готовит.  Причем готовит очень вкусно. Конечно еда постоянно оставалась. Кроме жареной рыбки, правда. Ее ловил наш спасатель. Посмотрела на легендарного хариуса. В копченом виде – объеденье. Легли  далеко за полночь, наслушавшись страшных и веселых  историй про медведей и ворованную кашу…  Комаров, кстати, по нашим меркам там мало. Мошка у реки правда надоедает.

Водопад Сага - вид из грота

17 июня.  Проснулись, умылись. Спать в спальниках мне понравилось, очень тепло и комфортно! Роса еще не сошла. Захотели чаю… пришлось наглым образом залезть в сумочку курящему спасателю за спичками. Развели костер, вскипятили чайку…  Инструкторы вылезли из палатки с удивленными лицами. Сказали, что такие самостоятельные туристы им попадаются редко.  Все спрашивали в подробностях, как же нам удалось костер развести?  Плотненько завтракаем, собираем вещи и в путь. Плывем практически весь день. Из населенных пунктов - деревенька Шор-Тайга. Там даже электричества нет.  Нам с Ириной дали весла.  Рулить, ставить катамаран ровно на перекатах, направлять для обхода островов. На Мрассу вода высокая. Водой нас побрызгало из реки раза 4 на перекатах.   Столько новых слов там узнала. Табанить, чалить, фобочка, ауга и т.д. Останавливаемся набрать воды в роднике, пообедать. Следующая остановка на водопаде Сага. .. Хорошее место. Я так не хотела уходить оттуда. Водопад настолько мощный, так шумит, что необходимо повышать голос, чтоб тебя услышали. Грот небольшой. Поднялись наверх, посмотрели на водопадную чашу. Саша нас просто утащил оттуда. Нужно было плыть к следующему месту стоянки. А по берегу туда не дойдешь. Мы были заинтригованы … Ребята так говорили. Подождите, еще один поворот и будем Дома… Стоянка совершенно незаметна с реки. Тропинка с берега и попадаешь действительно в уютное место, высокие деревья образуют как будто юрту.  Паркет на земле из спилов большого дерева, оборудованное кострище, столы, скамейки. Натянули тент, напилили бензопилой валежника и ужинать. Ужин был праздничный! Мы с Ириной легли только под утро. Устроили литературный вечер у костра. Песни пели, стихи рассказывали, болтали.  Во время ужина ребята рассказывали опять страшные истории про поющих шорских женщин в белых платьях. Сидя у костра,  у нас было возникла идея их напугать подобным образом, но мы вовремя одумались. Они в этом деле люди опытные, потом как сделают ответную пугалку, так точно заиками уедем.

18 июня.  Целый день были на этой стоянке. Я 3 рыбки поймала на удочку. Загорали, в дождь под вечер играли в нарды и шахматы.  Ребята стучали топорами, делали баньку. Сказали, что в следующий раз привезут печь. Ночью походила по тайге с фонариком. Деревья кажутся еще выше.

Курумканы-каменные реки

19 июня. Подъем в 7 утра. Завтрак и сбор лагеря.  В 12 ждет машина в Усть-Анзасе.  Уничтожены в лагере все признаки нашего там пребывания. Все что горит в костер, стекло разбивается в специальную ямку в лесу.  Консервные банки обжигают и тоже в яму.  Мне очень понравилось, как наши инструкторы обращались с родной природой. Мусор убирается, даже оставленный другой группой. В костер – только валежник. На строительство только сухостой. Отвязываем катамаран, грузим его и в путь. Опять шикарные пейзажи. Проплываем интересную скалу – Лицо индейца.  Ровно в 12 мы в Усть-Анзасе. Ребята собирают катамаран, а мы ищем на берегу интересные камешки. Вот и закончился наш сплав. Потом долго едем до Таштагола. Места удивительные, УАЗ преодолел  два перевала, вид с них открывается как в сказке.  По прибытию на турбазу мы с Ириной идем в сауну.  Раскладываем в номере на просушку спальники, дождевики. В номере появился с нашим прибытием стойкий запах копченой рыбки, костра и хвои.  Ужин, прогулка, сбор вещей на завтра. С собой берем самый минимум, ведь на себе же нести.  Спать… спать… все остальное завтра, завтра…

Вид с Кургана - одной из вершин горного массива Мустаг

20 июня. К 9-00 мы уже в прокатке. Нас на Зеленую должен забрать автобус с другими туристами.  Подростками из лагеря. Они идут на Крест без ночевки. В легких кофточках и кроссовках.  Наши инструкторы спешно собираются. Грузим свои рюкзаки, себя и едем. Коллеги наших инструкторов шутят над ними, типа, вы своих двоих  туристов то пересчитали??? Смотрите, не потеряйте! Приехали на Зеленую. Летом она кажется не такой уж и крутой как зимой. Везде какие-то бревна, огромные камни.  Под снегом все это скрыто. Идет строительство. У подножия все усыпано прокатками, гостиницами. Все ждет Зиму.  Включают для нас канатно-кресельную дорогу. Одеваем банданы, кофты, башлыки. Поднимаемся на гору. Ветер сдувает просто.  Первыми спускаемся к подножию Мустага и идем отдельно от второй группы. Через некоторое время позади раздаются визги… “Девушки дошли до болота” - комментируют наши инструкторы.  А мы то в сапогах - нам хорошо.  Ритм ребята взяли что надо. Для них хороший, для нас нет. Нам то хочется все рассмотреть. Вот ручей с водопадом, вот кедр оплел камень, вот цветет кандык, про который нам в музее рассказывали. Впечатления от подъема очень необычные. Чем выше поднимаешься, тем ближе к зиме. Колба еще хороша, те растения, что внизу вовсю цветут, тут только пробились. Березки только серьги выпустили. Этакое путешествие во времени. Кое-где в лесу лежит снег, тут же цветут  фиалки … Черника цветет. Мох, в котором нога тонет, как в перине.  Чем выше, тем меньше становятся  деревья. Ветер их заставляет принимать невероятные формы.  Потом начались они… Каменные реки. Курумканы, по-шорски. Огромные и совсем маленькие камни, покрытые зеленоватым то ли мхом, то ли плесенью. Некоторые из них, несмотря на основательность, качаются. Их называли веселые камни. Впереди идущий предупреждает, если ему такой попался.  После  перехода-переползания по Каменной реке, мы прибыли в лагерь.  Расположились у скалы с козырьком, спрятавшись от дождя. Он начал моросить еще в середине пути, пришлось делать привал и доставать дождевики. Там же нарезали колбы на салатик. Вообще с погодкой нам практически повезло.  Переждали сильный дождь, собрали дров, палатки поставили, пообедали хорошенько… Дождь еще моросил, когда мы вышли.  Нас повели на Крест, а вернее на Курган, одну из вершин горного массива  Мустаг. 1570 метров. Шли долго, в основном по камням, по траве и снегу. Ребята все нас подгоняли, не давали останавливаться полюбоваться. Вид оттуда конечно незабываемый. Внизу облака, птицы… Этим всем хотелось дышать и дышать.   Говорят, когда поставили Крест, шорцы очень обиделись на это. Курган их святыня. Туда шаманы умирать уходили. Мне лично крест не понравился. Не вписывается сей рукотворный предмет в пейзаж. .. Никак.

Инструкторы Дима и Саша

Нам казалось мы только пришли, а инструкторы уже звали нас назад, в лагерь. Чтобы вернуться до темноты.  Иначе по этим камням … Покатались на дождевиках с гор по снегу. Потом снег был везде, в сапогах, в штанах…  Когда инструкторы наконец притащили нас в лагерь, уже начало смеркаться. Приготовили ужин. Нехотя покушали, потому что тело нагрузили так, что есть не хотелось.  Взяла телефон у инструктора, завела будильник… пойду рассвет встречать.  Когда совсем стемнело, поярче разожгли костер. Я нашла сваленный ветром кедр,  за несколько раз мы перетащили его в лагерь, порубили.  И устроили на горе шоу, забросив все ветви сразу! Треск, пламя выше скалы…  Очень долго не могли уснуть, столько впечатлений за день.  Ночь была очень теплой, где-то гремела гроза…  Проснулась по будильнику, оделась и забралась на скалу.  Спряталась от ветра и стала ждать…  Рассвет в горах…  Эх… тишина внутри. И только птицы.

21 июня. Утром после второго подъема было совсем тепло. Ходили загорать на скалу. Реально можно было ходить по снегу в купальнике. В груди появилось знакомое щемящее чувство, которое сложно было чем-то заглушить. Поэтому мы с Ирой очень много болтали.  Завтрак и в путь обратный.  Видели много следов крупных копытных животных. Вернулись гораздо быстрее.  Поднялись на Зеленую. Канатка нас уже ждала. Спускаться вниз было гораздо интереснее, такой обзор. Зимой, когда мы катались там на лыжах, я и малой доли пейзажей не видела, оказывается. Снег шел. Приехали на турбазу, обедать и в сауну. Собрали веничек из пихты, полыни, ромашки и смородины. Нам администратор чайничек вскипятила, чтоб его запарить. Полный сервис. Аромат от нашего веника шел на всю гостиницу… А как в сауне то было хорошо!

Одна из наших стоянок

Сдали в прокатку снаряжение.  Позагорали. Пошли гулять на гору Медвежонок.  Едва не наступили на ежика. Он клубком свернулся, шипит. Мы подальше отошли, он свои черные глазенки показал.  Муравьи его за нос кусают, он фыркает.  Потом очень медленно развернулся и гордо ушел обратно в лес.

22 июня. После завтрака загорать, потом на лошадках кататься пошли.  Собрали вещи, сдали номер и в прокатку.  Поговорили, поблагодарили и сказали друг другу до Свидания.  Я сюда еще обязательно вернусь. Уже зимой. И еще летом …

Машина повезла нас на станцию Кондома. Как только мы отъехали от турбазы, покатились слезы. И это щемящее чувство, что появилось еще на горе, выплеснулось наружу…  Мы с Ириной почти не разговаривали. Только часа через три она пришла из своего вагона в мой. Отвлекали себя разговорами ни о чем.  Утром 23 июня я вернулась домой.