Сайт Борзые Караси (логотип)
 
 

       Новый Год в Шерегеше 2008

Открыв для себя прошлой зимой сказку под названием Шерегеш, новый 2008 мы решили отпраздновать именно там, как бы устроить себе сказку в двойном размере – Новый год ведь всегда маленькая сказка, а Новый год в Шерегеше – ммм… Забегая вперед, скажу, что встреча НГ действительно оказалась просто сказочной.

Но все по порядку. Выезжать было решено рано утром 31 декабря, а для многих из нас это был тот час, когда в обычный день нам сладко спится и видится 3-й сон – в 6-00. Люди, знающие нашу компанию и ее пунктуальность, на сборы явились к половине восьмого утра, и надо сказать, как всегда не ошиблись – отчалили мы лишь в 8-00, успев изрядно замерзнуть и немного понервничать из-за отсутствия достаточного количества свободного места в багажниках – ведь нужно было в две машины усадить 7 человек, уложить 5 сноубордов и 2 пары лыж, одна из которых в длину достигала 180 см и засунуть какое-то нереальное, как тогда показалось, количество еды и шампанского...

После того, как наши багажники со скрипом закрылись, бояться осталось лишь мороза, который никак не вписывался в наше представление о сказочном НГ и катании до дрожи в ногах, но уже на полпути туда наши страхи развеялись – оказалось, что чем ближе к Шерегешу, тем теплее за бортом.

На пути в Шерегеш поселок Мундыбаш - 2/3 до Шерегеша

До места мы доехали уже ближе к обеду, и на гору в тот день было решено не ехать – предстояла ведь подготовка к НГ, чем мы, девочки (в количестве 2) и поспешили заняться.

    Парни же наши упали на диван смотреть «Иронию судьбы», но когда выяснилось, что нужно бы сбегать в магазин (забыли какую-то важную мелочь) – стройным хором захрапели. Все таки ужин удался, и мы проводили старый год.

Сам НГ мы решили встречать на Зеленой, так как до нас дошли слухи, что там бывает очень весело – сумасшедшие глыжники и снубордисты одеваются в карнавальные костюмы, встегиваются в снарягу и летят с горы - кто с налобным фонариком, а кто и без оного… Посчитав это дело опасным, мы решили ограничится наблюдением за таким экстремальным катанием и фейерверками, осмотрительно приобретенными… нет, не нами – мы решили любоваться чужими огонечками, весело танцующими в ночном небе уже нового года. Зачем тратить деньги, если другие сделают это за нас?

     Во время приготовления праздничного ужина мы с Ольгой высказывали свои предположения о том, как все пройдет. Общая картина получилась следующей: много молодежи, музыка, и, конечно же, последнее новогоднее послание ВВП с последующим боем курантов из громкоговорителей, ежедневно доносящих до слуха катающихся хорошую музыку. Ничего сверхъестественного в наших ожиданиях не было, поэтому прибыв на гору пораньше, в 23-15 (чтобы освоиться, занять лучшее место для наблюдения за всеобщими забавами), мы реально так напряглись… Нескольких человек с досками и в костюмах мы все-таки увидели, но не более… не было ни музыки, ни намека на праздник… Вопроса «что делать?» как- то ни у кого не возникло, ведь таксист по дороге по секрету нам рассказал, что главная тусовка будет на горе Медвежонок, в 15 км от Зеленой. Туда мы и отправились, загрузившись в большую машину другого дяденьки-таксиста. Несколько минут веселья и приколов в предвкушении вечеринки на свежем воздухе – и вот мы на въезде на территорию Медвежонка. Первое, что нас насторожило – группа 7-8 человек, активно замахавших руками, увидев машину с шашечками. И ни одного огонька вокруг, кроме фонаря над крыльцом какого-то здания, напоминавшего с виду заброшенный склад. Выпрыгнув из такси еще движимые надеждой найти то самое место, где будут конкурсы, костер и новогодняя программа, обещанные первым таксистом, мы и не заметили, как те ребята укатили, и мы остались наедине с природой, спокойствие которой не нарушалось ни единым техногенным звуком. Тааак, подумали мы. Надо искать поезд «Снежинка», который привозит туристов куда-то в район Медвежонка. Куда-то… но куда? Нет ни указателя, ни малейшего ориентира, ни намека на то, в какую сторону нам идти. Выбрав направление наугад, мы пошли. Шли до тех пор, пока было видно, куда мы идем. Вышли на горнолыжную трассу, чудесно подготовленную ратраком к завтрашнему дню. А вокруг – высоченные ели и снег. Да, и еще звездное небо – гораздо более звездное, чем в Кемерово. - Простите, не подскажете, где здесь поезд Снежинка? Там еще костер должен быть и Новогодняя программа   ?  

        

    Эти вопросы мы могли задавать только друг другу, потому что вокруг не было ни души. И задали бы, если бы кто-то из нас знал ответ. Ну, хотя бы примерный… Сколько же время? 23-37. Нет, на Зеленую нам уже не попасть. Да и вообще, раньше следующего года нам точно не светит ничье общество, которого в тот момент почему-то так хотелось… Предприняв еще одну попытку найти людей и осознав несбыточность своих желаний, мы решили получать удовольствие от сложившейся нестандартной ситуации, и расположились прямо на горнолыжной трассе. Приготовили пластиковые стаканчики под шампанское, и стали ждать полуночи, не забыв, кстати, предупредить таксиста, что мы ждем его на Медвежонке, и чем скорее после полуночи, тем лучше. Нам все-таки хотелось вернуться на Зеленую и продолжить праздник там. Куранты нам пробили из сотового телефона по будильнику, заведенному на 00-00, и по очень отдаленным хлопкам фейерверков (которых, кстати, нам видно не было) мы убедились, что НГ наступил. Ура!! Чок-Чок-Чок пластиковыми стаканчиками.

 Попрыгали, поводили хороводы, пошутили, пофотографировались, позвонили мамам-папам. Какова ни была необычность момента и потрясающее ощущение единения с природой и друг с другом, но нам упорно хотелось цивилизации – музыки, фейерверков (кто там говорил, что нам своих не надо – на чужие посмотрим?) и безбашенных сноубордистов в новогодних костюмах.

К тому времени, как за нами приехал таксист, мы уже успели продрогнуть. Шампанское, в котором завелись льдинки, нас уже не грело, и мы станцевали все танцы, которые были нам доступны в соответствии с нашими хореографическими способностями.

На Зеленой мы оказались уже во втором часу ночи, побродили по склону, наконец-то вдоволь насмотрелись на фейерверки. Их запускали и люди рядом с нами, и на самой вершине горы. Эти фейерверки на вершине были похожи на сигнальные ракеты космонавтов – так далеки они казались. Погуляли по дворам гостиниц – со всех сторон звучала музыка, а около одного из отелей даже спонтанно образовался какой-то безумный хоровод из снегурки, зайцев, мышей и пьяных сноубордистов (то, что это именно сноубордисты, можно было определить с первого взгляда на них – мешковатые, болтающиеся у колен штаны). Короче – вот оно веселье! - Шампанского, давайте выпьем шампанского! – Что? Не открывается?    Шампанское наше охладилось настолько, что открыть его не было никакой возможности – деревянные пробки ломались, но выпрыгивать из бутылки не хотели. Так и протаскали мы с собой без толку 4 бутылки. Примечательно, что по приходу домой, в тепло, пробки из них стали вылетать самопроизвольно – какие-то на следующий день, а какие-то и через два дня, время от времени напоминая нам о том, что на дворе-то НГ и надо это отметить.

Холод загнал нас домой уже в третьем часу. Именно по этому утро НГ  не было для нас мучительным – в одиннадцать все были уже на ногах, готовые штурмовать Зеленку.

Вопреки нашим ожиданиям, народ на горе был – и много, но горнофляжников в очереди на подъемник мы все-таки не заметили. Наверное, часть из них еще не проснулись, часть болели с похмелья и решили не кататься, а часть – сидели в кафе у подножья. Это нас порадовало, так как угадывать траекторию полета вышеобозначенных спортсменов - не то, зачем мы приехали в Шерегеш.

С вершины нам открылся потрясающий вид – вокруг – только горы. Взглянешь налево – крест и много больших камней – их называют верблюдами. Прямо и чуть левее – белое пятнышко замерзшего озера посреди темной зелени густого хвойного леса, а направо – поселок – несколько рядов 4-5 этажных домов. Внизу, у подножья – люди – муравьи, и темненькие, и цветные.

Встегиваемся – и понеслись! Снег – отличный – свежий, мягкий, скользкий! Все разъехались по интересам. Кто-то выбрал себе крутую трассу с буграми, кто-то более пологую и ровную, кто-то нашел трамплины, а я поехала в лес – отличные полянки, естественные трамплинчики (именно трамплинчики или даже кочечки, настоящих трамплинов я пока побаиваюсь, хоть и чувствую себя на доске довольно уверенно), непредсказуемые повороты во избежание поцелуев с елочками. Иногда, не вписавшись в поворот, приходится падать в сугроб. В сугробище, я бы даже сказала. Освободиться из снежного плена порой бывает довольно трудно – опереться на руки нет никакой возможности – ты просто проваливаешь в сугроб по локоть, а то и глубже. Барахтаться так можно несколько минут. Проехав знакомый с прошлого года, и уже накатанный в этом году поворот к трассе, я решила проехать в лес глубже, чем обычно. Ехала медленно, осторожно. Вдруг – резко куда-то проваливаюсь, даже не понимаю куда. Хорошо, что только по пояс. Подтянуть ноги не могу – доска где-то застряла. - А вдруг это берлога и я сейчас разбужу медведя? Хорошо, медведей может быть и нет, но как выбраться-то? Если сама не смогу, то как дать знать, что я здесь? Черт, у меня же садится телефон… да даже если заряда и хватит, то связь все равно пропала, наверное… а даже если есть связь – как объяснить, где я??? Аааа!!! Все это пронеслось в моей голове за несколько секунд, и разум вернулся ко мне. Так, не паниковать. Собралась и выбирайся. Фуф. Отстегнула доску, нашла ногами опору и вылезла. Оказалось, что я угодила в расщелину между большим камнем и поваленным деревом, незаметно притаившимися под снегом. Перевела дыхание и поехала дальше, в сторону трассы.

В очереди на подъемник все семеро снова встретились и стали наперебой рассказывать друг другу, кто где ехал, и какую афигенную трассу обнаружил. Потом по очереди ездили по наиболее интересным, и обменивались впечатлениями. К месту моего провала, правда ездили без меня – я только указала направление, сама держалась знакомых елочек и поворотов. Так мы пробыли на горе до самого закрытия основных подъемников – до 17-00.

Наша компания

А вечером была баня с прорубью, так благоразумно забронированная накануне. Прорубь – это вообще отдельное приключение. Сама прорубь – искусственное сооружение, типа маленького бассейна, буквально в пяти шагах от парилки – за дверью той части бани, где обычно моются.

Знатоки-баньщики нашей компании   сначала запарят тебя

Парильщик Сергей Парильщик Роман

 березовым веничком до полусмерти, до криков не своим голосом, а потом - «Давай, давай, давай! Пошел!» - и ты бежишь в прорубь под вспышками фотоаппаратов, как настоящая кинозвезда. Всем же хочется иметь фотографию, где зима, мороз, и ты в холодной воде! Три секунды в проруби – ух, хорошо!

Я Сергей Володя Ольга

И обратно – на полок, тебя снова хорошенечко обрабатывают веником.

          

И ты выползаешь из бани. Да-да, именно выползаешь… Ведь это последнее на сегодня, что забрало из тебя все силы. Теперь ты можешь лишь потягивать чаек на травах, заваренный специально для нас тетушками-хранительницами бани.

На следующий день для самых ужаленных (а их не так много – обычно 2-3)– подъем в семь утра  – хочется же покататься на свободном склоне, на халявном подъемнике - с 8-30 до 9-30. Очередей нет – свежий склон, по которому прогулялся ратрак,

Свежий склон

безумно красивый восход солнца – сердце замирает при воспоминании обо всем этом.

После третьего звонка будильника в квартире начал просыпаться народ. Мы с Ольгой начинаем всех будить.

- Роман, вставать будешь?   – а..мня…бру-бру-бру… Так, понятно.

- Саня, поедешь кататься?  - А? Ага, щас… щас встану.  О, вот это наш человек!

- Володя, вста… а, ты уже проснулся?! Молодец!

Остальные еще с вечера нас предупредили, что рано вставать – НЕ БУДУТ!

     Приятная усталость в мышцах со вчерашнего дня, отголоски недавнего сна, кофе с бутербродами и в 8-30 мы на горе. Как по расписанию! Подъемник. Успеваешь смотреть по сторонам – еловые лапы покрыты инеем, и чем выше – тем толще его слой. Из зеленых они превращаются в бело-зеленые, а потом и вовсе в белые.  У подножия горы их лапы раскидываются широко, а ближе к верхушке они «худеют», ветви там короткие и расположены близко к стволу.

Не успев налюбоваться, спрыгиваем с подъемника.

Нам везет, и мы успеваем подняться бесплатно 3 раза. Пока на горе мало народу – катаемся как душе угодно, не оглядываясь назад и по сторонам, не опасаясь этих «троллейбусов» - лыжников, несущихся на прямых ногах вниз по склону. Когда видишь таких с подъемника – они вызывают улыбку, но когда такое вот чудо пролетает мимо тебя практически со свистом, остается лишь  вытряхнуть из штанин и порадоваться, что столкновения не произошло.

Часам к двенадцати народ просыпается, и на подъемники образуются очереди.

Пока еще можно подниматься на бугеле, который пользуется меньшим спросом, чем кресельный подъемник, но уже к двум часам и в очереди на него можно простоять минут 10. Не забываем – что на дворе-то праздничные выходные. Как раз к обеду просыпается оставшаяся часть нашей компании, и в голове одного из них рождается прекрасная идея -  - А чего это мы уже который раз в Шерегеше, и не катались нигде, кроме как на Зеленой? Давайте-ка съездим на Медвежонок! Там, говорят, народу не много, бугель дешевый. Еще трасса для сноутьюбинга есть, по-русски – на надувных подушках можно покататься.

Приехали. Абонемент на день стоит 200 р! – мы их и похватали, да, как оказалось, погорячились. Дело здесь не в сложности спусков, а в сложности подняться на бугеле. Бугель – это такая железяка, чаще всего в виде якоря, которая вытягиваясь на тросе, тащит в гору лыжника, подсунувшего ее себе под… ну… ну, вы поняли.  

Поднимаясь на бугеле необходимо твердо стоять на ногах, так как он просто тащит вверх то, что за него зацепилось, т.е. вас. Трудность подъема на Медвежонском бугеле в этом и заключалась – виляющая дорожка с высокими буграми не позволяла держать равновесие даже некоторым лыжникам, не говоря уж и бордистах, итак вынужденных каждый подъем на бугеле с ним бороться.

По незнанию, первый подъем мы решили осуществить с Володей вдвоем, что в принципе считается многими сноубордистами достаточно неудобным (имею ввиду подъем на бугеле в паре, а не конкретно с Володей :) ). Этот подъем стал для нас с ним серьезным испытанием терпимости друг к другу – наши спокойные по началу «Едь ровно, не виляй, не отклоняйся!»  вскоре сменились более эмоциональными высказываниями и даже ругательными словами… За нашей перекрестной борьбой – друг с другом и  одновременно с бугелем сверху наблюдали победившие уже его наши. Под их «Давай, давай, давай!» мы наконец-то оказались на вершине горы. Пока переводили дыхание, наблюдали за борцами с бугелем – отлетал примерно каждый четвертый. «Да мы крутые сноубордисты, раз забрались сюда!»

Однако, бугры – не единственная проблема Медвежонского бугеля. Но об этом мы узнали позже.  Дело в том, что не в каждом бугеле длина троса была достаточна, чтобы, поднимаясь на нем, доставать ногами до земли. Несколько человек из нашей дружной компании вытянули именно такие, несчастливые бугели, и, при подъеме  в том месте, где расстояние между тяговым канатом и поверхностью горы больше длины троса, их буквально подняло в воздух. Сане было особенно грустно, так он – сноубордист, а бордисты, как известно, при подъеме на бугеле зацепляют бугель между ног. Его подняло где-то на полметра, на радость отдыхающим на трассе. К счастью, обошлось без физических травм, но вот одежда пострадала – на самом интересном месте порвались штаны. Впрочем, и эту неприятность мы легко решили вечером с помощью иголки и нитки.

Попытав счастья второй раз и окончательно разозлившись на этот бугель, мы с Саней и Ольгой решили ехать домой, а остальным мальчикам как-то удалось приручить злощастный подъемник, и они гоняли по трассам Медвежонка до вечера. Довольные катанием, они наперебой рассказывали нам, как много мы потеряли, уехав с Медвежонка – какие замечательные трассы с пухляком, какие прикольные скоростные трассы они обнаружили. Честно говоря, я нисколько им не завидовала, воспоминание о бугеле отбивало во мне всяческое желание исследовать Медвежонок.  Удалось им даже отыскать поезд «Снежинка», но то, что они наконец-то его нашли, удовольствия им не доставило – во-первых, было уже поздно - развлекательная программа давно кончилась, а костер догорел, и, во-вторых, нашим мальчикам пришлось проделать долгий путь по автомобильной дороге, чтобы вернуться от этого поезда назад к подъемнику.

Следующий день мы посвятили неизведанному нами до того времени сектору «Е» и Скайвэю. Поднимаясь в новых гондолах, сначала очень переживали, что снарягу приходится оставлять снаружи, но когда убедились в надежности этого способа перевозки (нужно было составить все в «карман» на дверце кабинки), преспокойно любовались красотами окружающей природы.

Вопреки распространенному мнению о том, что эти трассы для профессионалов, на мой взгляд, они хорошо подойдут и для начинающих. Трассы сектора «Е»  пологие настолько, что бордистам иногда приходилось отталкиваться руками или разуваться (правда в конце есть крутоватый участок), а трассы Скайвэй имеют ровный небольшой градус

Трассы сектора «Е»

 уклона по всей протяженности и идеально ровны (без бугров, так нелюбимых некоторыми начинающими лыжниками). Вдоль опор  подъемника Скайвэя любители найдут много симпатичных трамплинчиков и негустой лес по обе его стороны. А еще нами была обнаружена отратраченная дорога, по которой мы уехали почти на противоположный склон горы – на учебную трассу. Хорошо, что там был бугельный подъемник, поднявший нас прямо до вершины, откуда можно попасть в любую часть горы Зеленая. Оставшиеся на Скайвэе уже потеряли нас и оборвали все наши телефоны, ведь нас долго не было – шутка ли - обогнуть пол горы и подниматься на вершину на бугеле не из быстрых?! В тот день катались до последнего захода подъемника.

На следующий день значительно похолодало, дул сильный ветер, и почти все мы купили себе специальные защитные маски, закрывающие пол лица и отлично защищающие от колючего ветра. Подниматься на креселке в сильный ветер страшно - кресла болтает из стороны в сторону, и волей-неволей задумываешься о потенциальной траектории свободного падения кресла в случае его отрыва от несущего троса. На площадке высадки приходится преодолевать порывы ветра, вдавливающие вас в кресло, и тут уже становится страшно не успев спрыгнуть с сиденья провести еще 12 минут в кресле – по пути обратно вниз…   Если неслабо дует, то без маски (и той, что закрывает лицо, и той, что защищает глаза, или горнолыжных очков) находиться наверху в непогоду сложновато – приходится щуриться, от ветра глаза слезятся, а если температура около – -15 -18, то на ваших ресничках не заставят себя долго ждать льдинки, которые при моргании просто «склеивают» глаз. Но это все в непогоду, которая, к счастью, заставала нас там не так уж часто. Но с ней не поспоришь, и мы решили выдвинуться тем же вечером домой, итак получив массу удовольствия от этих нескольких дней.

Рекомендации:

Перед поездкой в Шерегеш желательно все-таки понять, на чем вы хотите кататься. Терять драгоценные часы катания на выбор снаряда в шерегеше просто непростительно. Другими словами, настойчиво рекомендую сделать пару вылазок на г. Люскус, чтобы осознать себя горнолыжником или сноубордером. Нелишни так же хоть маломальские умения контролировать свой снаряд и траекторию своего движения на нем – это сделает вашу поездку более безопасной как для вас, так и для окружающих.

Что касается одежды – специальные горнолыжные костюмы приветствуются в силу своей непродуваемости - непромокаемости, но и обычные пуховики, удобные спортивные штаны (и даже джинсы!) никто не отменял!!! ТОЛСТЫЕ шерстяные свитера можно оставить дома – замерзать при катании не придется, да и они могут стеснить ваши движения. Одежду из сильно впитывающих материалов близко к телу лучше не надевать – вспотев при спуске можно подмерзнуть в очереди на подъемник. Идеальный вариант – флисовая толстовка, которая отводит испаряемую вами влагу, оставляя тело сухим. Про шерстяные носки тоже забудьте – в ботинке всегда очень жарко (за исключением, наверно только 25 градусных морозов, но и тогда достаточно двух пар тонких носок.)

Хорошо иметь подпопник (как пенка) на резинке – он позволяет не мочить пятую точку сидя в сугробе (особенно актуально для тех, кто начинает кататься на сноуборде), и не давать ей замерзнуть в кресле подъемника.

Оборудование в прокат брать выгоднее в Кемерово – сутки выходит 250/350 рублей за пару лыж/сноуборд. В самом Шерегеше есть чудный прокат на въезде в поселок, где можно взять на прокат все что угодно – даже горнолыжные штаны и перчатки, не говоря уже о лыжах и досках, которые на 100-150 р дороже, чем в Кемерово. Пункты проката есть и у подножия горы – там еще чуть дороже. Можно, кстати, брать в прокат не на сутки, а на часы. В прокате также есть камера хранения.

Как добраться. Расстояние о  Кемерова до Шерегена около 400 км. Идеальный вариант – на машине. Если нет машины – можно воспользоваться услугами Городского Клуба туристов, – они вам и транспортировку туда-обратно, с горы и на гору, и жилье, и покушать – если захотите, а все за сравнительно небольшую плату.

На автобусе, на мой взгляд, лучше ехать до Новокузнецка, откуда каждый час ходят автобусы до Таштагола, где, в свою очередь, можно воспользоваться автобусом до Шерегеша один раз в полчаса, или такси.

Вопрос проживания решается просто. Можно и вовсе ехать, не заботясь об этом заранее – в местном супермаркете «Кукуруза» теперь живет конторка, которая занимается сдачей квартир посуточно, но можно снять квартиру без посредников – на улице встречаются бабушки с соответствующими табличками. Небольшая история одной из наших поездок: не найдя общего языка с предполагаемой квартиросдатчицей (сильно цену заломила, да предупредила только на месте), мы оказались в спящем поселке около 5-6 утра без квартиры и даже намека на нее. Мальчики побродили где-то с полчаса по окрестностям и нашли прехорошенькую квартиру. Как им это удалось - просто обратились к случайно встреченным на улице добрым людям. Стоимость квартир 800 - 1000 за однокомнатную в сутки, прибавляйте еще по 500 за каждую комнату, если вам требуется квартира бОльших размеров. В праздники цены удваиваются, а о стоимости проживания в гостиницах и говорить не хочется.

Из поселка до горы можно добраться либо на такси (около 100 р с машины, т.е.  максимум 4 человека), либо на автобусе, который имеет свое расписание (примерно каждые 10-15 минут).

На горе можно воспользоваться услугами инструктора, совершить снегоходные прогулки по окрестностям, полетать с парапланом (или как там это называется) над Шерегешем, запустившись с вершины Зеленой. Деток старше 3 лет можно отдать в детскую школу катания, или просто в игровую комнату под горой (за солидную отдельную плату, разумеется).

За полезными телефонами (квартиры, бани, прокаты, такси, инструкторы) можно обратиться к автору данного отчета.  

"А Вы готовы штурмовать Геш?"