Сайт Борзые Караси (логотип)

Байка о Саметовском походе.

Однажды до меня дозвонился Саметов и попросил присоединиться к его группе. У него есть народ у народа есть желание сходить по пещерам, но сам он не в состоянии обеспечить прохождение пещ Авккорд в силу своего малого опыта. Очень просил помочь. Дело было в августе и попадало на выходные, так что почему бы нет. Саметовская группа должна была приехать из Новосиба утром и весь день кантоваться в Новокузнецке. Чтоб уехать в пещеры абаканским поездом. Но так как дело было в августе, а это грибо-ягодный сезон, то билеты на поезд были уже давно распроданы. Кто такие туристы, это люди которые, не гнушаются спать на заплеванном полу в вокзалах и петь при этом песни о красоте окружающего мира под гитару. Таких, в это время года тоже оказалось довольно много. Вообщем, вечером после работы приехав, на вокзал я Саметовцев на вокзале не нашел. Приставая, ко всем людям с рюкзаками и даже к работникам касс, я выяснил, что были тут такие и все на вокзале очень рады, что они уехали на локомотиве. Я решил их догонять электричкой до Междуреченска, но там тоже билетов нет, тогда автобусом №11 едешь до конечной остановки «Чульжан» и там садишься, как местный, местных а это в основном шорцы, сажают даже в переполненные вагоны. Но дело было в те годы, когда коммерческие автобусы еще не ходили, а муниципальные не очень то придерживались графика.

Однако как человек, который не опускает руки и до последнего смотрит вслед уходящему поезду я решил именно так и сделать и когда поезд пришел в Междуру я подошел к туристам вышедшим покурить на перон из вагона, слово заслово и вот они спелики из городу Томска, едут, куда бы вы думали, правильно в Аккорд. Правда в пещере никто из них не был, зато у них есть карта. И надо же я , там был раз -ать, но вот карту в глаза не разу не видел. Такое стечение обстоятельств не могло не соединить наши дороги и они сразу предложили мне поехать с ними. Но у меня приличных размеров рюкзак, меня проводник сразу «зачикает». Не беда один сбегал в вагон и их выалило, человек двадцать, тут же растормошили мой рюкзак каждый взял совсем по чуть чуть и я вошел в вагон неся лишь крврик в котором лежал сам рюкзак. Доехали весело и сытно, я им все обстоятельно объяснил, хотя надпись на карте меня здорово рассмешила она гласила: - в пещере воды нет. Ха, там действительно нет луж, но в Апреле и 100свечах можно поставить кателок и минут за 15, туда накапает целый литр, а если поставить два…

Оказалось, что вся группа везет с собой томскую воду. Прикольно. Учитывая что река там есть и еще какая.

Ночью я оставил своих знакомых томичей и без труда нашел Саметова. Он любит вставать лагерем, под скалой «ПАУК» там место очень живописное, но обсалютно нет дров. За дровами народ лезет на гору, рубит там на вершине сушину и под крики аборигенов, дерево падает с 300 метровой высоты вниз, при ударе оно ломается минимум на четыре части, и костер на сутки дровами обеспечен. На мой вопрос, а по чему так сложно, задумано с дровами. Саметов мне ответил, народу нужны трудности и я их им обеспечу, по полной программе.

В программе Саметова было посещение нескольких пещер. Он решил так. Днем я с группой энтузиастов пойду в пещеру Кузнецкая , а вечером то есть в ночь, идем в пещеру Аккорд. Я в воскресенье уезжаю, а они посетят еще пещеру Зимняя. Их было 13 человек народ все студенты не первогдки, в Кузнецкую вызвались пойти три парня. Саметов оглядев состав который собрался идти в пещеру сказал: нет так дело не пойдет . Это не правильно и тут же дал нам в довесок два якоря, как он высказался, чтобы мы не сразу все прошли, а имели возможность все в пещере осмотреть и надолго запомнить. Якорями оказались две особи женского полу. Они без ропотно подчинились Саметову ( С дисциплиной у него на первых порах было просто идеально). Девчонки оделись по фронтовому, нацепив два свитра и сверху комбез. Пока дошли до пещеры «тетки» (бывалые спелики именно так зовут своих боевых подруг) взмокли и действительно стали уверенно тормозить группу. Вход в пещеру Кузнецкая лежит на крутом склоне. Не высокий меандр заужаясь ведет вниз метров 40 и заканчивается «медвежьим колодцем» глубина которого 20метров. Но на дно никто практически не ходит, спустившись метра 3 с половиной, нужно закачнутся на полку с права, а затем по меандрообразному разлому подниматься вверх. Распором. Без особого труда мы все шестером оказались на полке. Чутье бывалого спелика подсказало мне что, теток разбивать не стоит, а нужно пустить их четвертым и пятым номером. Поговорил с парнями распределились по номерам . Я полез первым по меандру организовывать навеску. Вообще этот меандр имеет звучное название «Унитаз», в сырое время по стенкам бежит тонкая струйка воды и она так не навязчиво заливается поднимающимся распором туристам за шиворот. Такое вот природное охлаждение, но сейчас сухо. . Лезть приходиться распором, сперва спина - ноги, затем спина - колени, а затем спина - пальчики ног. Стенки там имеют много шероховатостей прям танцуют изгибаясь, то сужая щель то расширяясь. Высота щели метров 13, но заканчивается она узким вертикальным шкурником. Есть правда обходной ход в верхней части разлома, но навеску вешать приходится по прямой, а значит через шкурник. Поднялся я без проблем, естественно обогнув самое узкое место. Навесил и началось. Народ у Саметова веревку видел, но обращаться с ней умели далеко не все. У него на тренировках все отработанно подошел встягнулся, крикнул, и жди когда тебя поднимать начнут, те три парня которые действительно лазить умеют. Мне повезло, именно они вызвались в добровольцы. Они то поднялись, не без чартыхания конечно, но поднялись отметив, что «унитаз» это конечно та еще штучка. А вот теток мы в буквальном смысле буксиром тянули вверх через зажим. Зато парни смогли вдоволь изучить анатомию женского тела, по очереди их выковыривая и поднимая наверх из вертикального шкурника.

Затем шел такой оригинальный разлом, в котором можно ходить, каким угодно распором. В верхней части самый удобный спина- ноги . Пройдя его, спускаемся скальным вниз и снова лезем на скалу в узкий шклевчик, из него попадаем в наклонный с глиняным полом гротик, по краю большой воронки идем дальше, женщины в ужасе что нет страховки, а парням этот адреналин явно нравиться. Возвращаюсь к девчонкам, объясняю: вниз не смотрим, смотрим на пол, вот один след , наступаем, именно правой ногой в него отталкиваемся попадаем левой в другой след и затем перебрасываем правую ногу и вот мы уже яму оставили позади. Да и упасть там не куда, вниз ведет длинный глиняный ход в никуда могу даже в яму спрыгнуть. Мое желание спуститься в яму не надолго приободрило их. Но как оказывается тяжело сделать этот самый первый шаг. Долго переминаясь и осмеливаясь каждый раз примериваясь и оценивая глубину ямы и вот все же шаг был сделан и они радостные присоединились к нам. Психологический барьер преодолен. Дальше идем в грот «Рыбку» с крохотным озерцом, в который ведут два хода только один уходит под стену шкурником а второй начинается над гротом на высоте два метра. После «рыбки» спуск вниз к тупиковому маленькому глиняному гроту. Вообще спуск тоже психологический, он крутой градусов 70. Ложишься в щель и покатился вниз, тормозя расклиниванием тела и рук в щели. Парни, глядя на меня, проделывают то же самое. Внизу посидели покурили. Поговорили о жизни и оставленных на верху бабах. Которым все равно из пещеры деваться некуда и потому они здесь такие покладистые, а вот вернутся в лагерь и тогда все измениться. Подъем парней ошарашил, а где зацепы, стена то гладкая. Зря мы сюда без веревки. Ерунда говорю, все дело в технике прохождения, эта щель с краю лучше всяких зацепов. Причем комбезы у нас сухие, а вот когда комбезы мокрые, здесь бывает очень весело на подъеме, бывают срывы и приходиться, что есть силы клинится в эту щель. Вообщем, клиним ноги в щель вытягиваемся, клиним руки. Высвобождаем ноги подтягиваем их аккуратно без рывков верх и снова клиним ноги, и все так 12метров, всего лишь, зато греет подъем лучше веревки и даже лучше оставшихся на верху подруг.

Поднявшись на верх парни были в восторге. От самих себя. Затем я веду их к самому знатному месту пещеры шкурнику «Червяк». Он находиться в вершине разлома по которому мы карячемся распором. Нога - нога. Одна нога в одну стену другая в другую. Девченки наши стонут. Мы их усиленно корячим вверх. Я вверху парни снизу и сверху всячески показывают куда и как надо наступить и жестче отталкивать ногой от себя стену ногами переносим руки перед собой клиним их так же по схеме рука – рука и снова ноги. Девчата уже понимают, что слово страховка этому проводнику неизвестно и он или угробит их, или научит ходить по пещерам, приходится учиться и «мама моя ,зачем ты меня на свет родила», самые популярные слова которые мы слышим. И вот он «червяк» горизонтальная щель высотой 17см человек сквозь нее не пройдет только ребенок и то до 10лет. Показываю над щелью окно захожу в него ногами вперед «лежа» (упираюсь руками в противоположную стену прогибаюсь как сосиска) на спине. Все просто если не считать, что внизу у нас пустота, а сами мы стоим в распоре расперевшись одной ногой в одну стену другой в другую. В каком цирке этому учат. Начинают плоско шутить мои компаньоны. Но я то знаю что мне главное их туда «закрутить» в этот червякообразный похожий на шнек от мясорубки ход. Вообщем уговорил и даже всем помог правильно войти в этот ход . Повторяю заходишь в него ногами вперед на спине, вылазишь в небольшой грот вперед головой на пузе. Как там тебя переворачивает дело не от тебя зависящее главное правильно войти, а тело под своей тяжестью само перевернется. По скользким извилистым стенкам хода. А вот назад вылезти это та еще головоломка и любое неверное решение гарантирует прочное заклинивание и позволяет лишиться нескольких сот грамм веса. Думаю, что наши боевые подруги смогли оценить достоинство этого шкурника. Потому что пацанам я сказал как нужно вылазить, а вот девчонкам, сказал делайте как парни делают. Женщины всегда делают по своему, как им удобнее и все приехали…. Шкурник интересен тем что назад то есть в грот, а не в щель с которой пришли, всегда вернуться можно. Попыхтишь, попыхтишь, расслабишься и под собственным весом, когда его немного убудет, свалишься вниз т.е. в грот. Снова ползешь и так пока не похудеешь или не поумнеешь, что в принципе для любой женщины полезно.

Вдоволь насладившись процессом прохождения шкурника. (Мои парни даже еще раз прыгнули в него чтоб запомнить все как следует). Мы потихоньку начали спуск. Затем снова преодоление ямы, и распором на выход. Девчонки для первого раза неплохо освоили распор и здорово перебирали по стене своими привлекательными ножками. На спуске правда одна умудрилась заклинить в вертикальном шкурнике, спусковушка уперлась ей в грудь и все пришлось вынимать с тем же самым элементом прощупывания (хотя это тоже самое, что трогать женщину на которую одето плотное пальто или шуба) две кофты и комбез, это не пробиваемо.

При второй попытке спуска все прошло без проблем. На верх поднялись по узлам. Я обычно вяжу три петельки на одной веревке, а на вторую цепляемся жумаром или зажимом. Пристегнулся и вперед, ловишь свободной ногой петельку, встал продернул, как можно выше жумар, повис и опять ловишь ногой сведущую петельку.

Неповторимое чувство, первый глоток свежего воздуха, аромат травы и леса, разве это можно описать, жить после пещеры охота. Жить и радоваться, вот первые ощущения.   В лагерь пришли победителями. Саметов подготовил спец программу с зачитыванием указа и награждением (вкусненьким) всех покорителей пещер.

Вечером Мы с Саметовым решили, что заброску в пещеру Аккорд проведем двумя группами. Первую поведу я и провешу всю пещеру до «РОЗАРИЯ», а Саметов с основной группой подойдет позже. Всю женскую и малоходабильную группу возглавил Саметов, мне досталось четыре парня, двух из которых я уже хорошо знал по пещере Кузнецкая, Прочитал инструктаж, в котором главный тезис гласил. Не ныть и не отставать, кто устал и не успевает, просьба сесть на камень и ждать вторую группу. Дошли до пещеры без проблем, навесили обе веревки, спуск группы прошел без заминки, народ спуску был обучен (в Новосибирске, тренировались спускаться с коммунального моста) и КАРНИЗ препятствием не стал. Из Апреля повесили еще навеску в грот «Сто свечей». Сами пошли по обходному маршруту, через шкурники (надо же было «БАЛКОН» посетить. Дошли до грота «Ста свечей» довольно быстро, я даже не ожидал от новичков такой прыти. Я залез на стену и повесил навеску и тут выяснилось, что новички и даже, те кто ходил со мной в Кузнецкую, не умеют подниматься по веревке. Жумар, конечно они видели, но отработанной техники подъема нет, совсем, цепляются железом за скалу и и паникуют. Спустился, разбил народ на пары первую отправил на веревку ведущую в грот АПРЕЛЬ, вторую на эту стену ведущую в РОЗАРИЙ. Народ начал обучаться. Мне повезло, уловили быстро. Особенно те кому достался «Апрель», вообщем пока мы учились, подошла вторая группа, я быстро смотался в «розарий», а мои ребята дружно затащили всех методом « эх ухнем, и тянем по тянем». Вообщем все посетили РОЗАРИЙ, на обратной дороге мои пошли по веревке в Апрель, а я с Саметовым повел теток, через шкурник на Балкон. Потом народ традиционно полазили по многочисленным узким ходам ПТЕРОДАКТЕЛЯ, посетили ТВ и все мы двинули на выход. Я поднялся первый. Затем пару моих парней. С квадратными ошалелыми глазами и сбитым дыханием. Дело в том что, при подъеме на зажимах, которые закреплены на ногах. Веревку здорово крутит, каждый шаг только увеличивает обороты, а в свободном полете нет возможности остановить вращение веревки. Это здорово нервирует. Но если шаги делать с одинаковой частотой, то можно погасить вращение за счет вращательного момента. Рывок правой ноги заставляет веревку вращаться в право, рывок левой придает вращательный момент в левую сторону если эти рывки по силе и продолжительности будут равны то вращение будет не полным и безобидным, если же одной ногой толкаться сильно, а другую спустя какое то время просто подтягивать, то можно так раскрутиться, что голова кругом пойдет. Причем во всей этой ФИЗИКЕ вращения, человек остается один на один с веревкой, не верхние и ни нижние, на этот процесс повлиять практически не могут. На крики - меня крутит, ответ всегда один. «Иди давай вверх и крутить перестанет».

Максимальное вращение по той же физике в точке равно удаленной от крепления веревки. А так как ее в низу держат, для натяжения, то получается именно по середине пути. Самое интересное началось, когда на веревку встегнулся, вообще не обученный народ. Был среди них Вадик, человек добродушный с пухлым лицом и большими очками . Было в его лице что-то особое, еврейское, но сам он был просто предметом для издевок потому что ничего не умел и ничего не мог. По большому счету домашний человек, заботливо огражденный своими родителями от внешнего мира. И как он вообще попал в эту группу.? И вот его встягнули в веревки и снизу кричат

- Поднимайте Вадика!

Я на верху распаковал рюкзак с заранее принесенными припасами где огромную долю составляла огненная вода т.е. водка и тем мужикам что вышли говорю готовте стол кто сам выйдет того поить будем. Они а как же Саметов он же орать будет. Он внизу и подниматься будет последним а, Вы такой не простой подъем преодолели. С этим моим доводом никто спорить не стал.

- Поднимайте Вадика! Кричали с низу.

- Вы че там он сам не выйдет.

- Пусть попробует ! крикнул я сверху.

Внизу засмеялись, этот хохот заставил Вадика работать ногами и он прошел несколько метров вверх. И все, веревку начало крутить, он оказался в положении, когда ему уже нижние помочь не могли, а верхние не очень то хотели.

- Поднимайте меня. Меня крутит.

- Иди давай сам.

- Я не могу я не умею.

- Я один тебя не подниму. – кричал я.

- А где остальные?

- Они ушли.

- Как ушли?

- Вот так взяли и ушли!

- А как же я?

- А ты иди давай, крутить не будет.

- Я не могу, мне вращение веревки мешает, не получается у меня.

- В жизни всегда что нибудь мешает, плюнь на все, поставь цель и иди.

И он пошел и довольно ровно пошел, я его не видел, но свет от фонаря уже не бегал по стенам в бешенном вращении, а просто прыгал то туда , то сюда. Через пять минут он уже был под карнизом .

- А дальше как?

- Постарайся как можно сильнее руками оттолкнуться от карниза и вперед вверх пройди.

Его голова появилась над карнизом, но явно выдохся и шел на черте знает каком дыхании. Наши глаза встретились. Его взляд уперся в меня и просил помоги же.. Я для него совершенно чужой человек приехавший в их компанию глубокой ночью. И именно я сейчас решаю его несчастную судьбу. И я помог. Советом.

- Смотри у тебя грудной карабин, зацепился за выступ и не дает тебе подняться выше. Оттолкнуться ты уже не можешь, центр тяжести тебя придавливает к карнизу, ты должен развернуть тело боком к карнизу, освободить карабин и продолжать подъем.

Он опешил, ему никто не подал руку, но выполнил все указания правильно. И вот он уже перегнулся на карниз и только ноги остались висеть там внизу. Силы покинули его, слабое тело. Он просто превратился в мочалку. Я помог ему, выдернул в глубь каменного хода и начал отстегивать зажимы. В это время парни поднесли стакан водки. Он закрутил головой, типа мне нельзя, я не пью. Я деловито произнес: - Сегодня можно такой сложный подъем САМ преодолел, а ведь никто не верил. Он взял стакан и одним взмахом опрокинул в себя содержимое. Несколько секунд пауза и произошло то, что я никак не ожидал. Он ломанулся в каменный ход с криком : ЭЙ там внизу я вышел , я вышел, САМ!!!. Так как нижних не было видно, а ему было очень важно увидеть их и донести, что он сам вышел он перегнулся через карниз и..... я до сих пор с ужасом вспоминаю что могло бы случиться. Но....

Я его едва успел поймать за ноги. Втроем мы его втащили назад, а он все кричал им вниз, что он вышел, и вышел САМ!! Прошло много лет, я куда то спешил в толчее города и вдруг меня окрикнул, даже не окрикнул, а схватил хорошо одетый, с проплешиной на головей и с большими очками человек. И говорит: Вы по пещерам ходите?. Я - ну хожу. Я вас узнал, мы с вами в Аккорд ходили. Оказался Вадиком. Тем самым Вадиком. Немного поболтали. Он сказал, что никогда не был так счастлив, как в тот момент, когда вылез из пещеры. А я про себя подумал, не успей я тебя тогда захватить за ноги, так и умер бы счастливым. (Да-а. Что с нами делает время, черные мысли начали преобладать  ). Спросил его:

- А еще в пещеру пошел бы?

- Нет ни за что, не пошел бы. Типа все романтика ушла, но вот память осталась и память хорошая.