Сайт Борзые Караси (логотип)

Шутка о том, как была найдена Шутка

Ссылка на первоисточник: http://www.nskdiggers.ru/index1.htm

«Новосибирские диггеры» 5 человек - 8 марта 2006г. Забросились на гору Какуя с целью прохождения и обследования известной ( местные жители все про нее знают), но не изученной пещеры Большая Медведица. К разочарованию группы огромный пятиметровый вход в пещеру практически полностью заметен снегом и покрыт ледовой коркой. Так что в пещеру они попасть не смогли, но зато получили неутешительный результат. Дело в том что пещера, по сути живой организм т.е. она сама регулирует тепловой режим внутри пещеры и когда на улице холодно вход покрывается инеем и заужается, когда теплеет иней начинает таять. Поэтому из пещеры зимой идет пар как из медвежьей берлоги. Вывод группы - пещера Большая Медведица вовсе не пещера, а просто пустотное образование в горе. Конечно, может быть есть где-то другой вход, а этот большой, просто намертво заткнулся, но от этого не легче. Снегу навалило очень много и группа решила просто «разолгаться» т.е. отдыхать и уничтожать продукты, которые были с такими трудностями , группа делала восхождение на гору по снегу с большими рюкзаками без лыж, планируя ночевку в пещере.

От безделья народ разбрелся по окрестностям. И вот вечером, когда все собрались у костра и один (боюсь ошибиться кто) заявляет, я кажется пещеру нашел. Ну народ тертый, заявляет, что извини, но сегодня не первое апреля и мы на такие шутки не покупаемся. Он через некоторое время говорит точно - это пещера . Ему никто не поверил, но когда он третий раз стал настаивать, пошли с шутками и прибаутками смотреть медвежью берлогу. А медведи там водятся.

И точно на крутом склоне из не большой воронки пар идет. Пришлось копать. Работали долго и много, но ими был пройден входной завал до первого колодца.    А уже позднее В июле были пройдены два первых колодца (29 и 18м) и два больших грота, достигнута глубина 80м. (Величко С., Ткаченко С.)

В конце августа-начале сентября пещера пройдена до глубины 120м (Величко С., Поздяев Д., клуб "Плутон", Новокузнецк), обработано 2 уступа (9+9м), найден еще один высокий грот, остановились над каскадом уступов, спуститься в который помешал паводок, обрушивающий в колодец камни.

И в декабре 2006г Величко С организовал туда экспедицию. (результаты которой выложены в отчетах) А вот так все было на самом деле.

ШУТКА - РАССКАЗ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ

участники: Дима Шварц с женой Ирой, Cергей Ткаченко и Паша Шубин и Иринин кот.

событие: открытие новой пещеры и нового карстового района.

Нам сильно помогли ребята с турбазы Юрток. Мы у них переночевали, оставили машину, они нам дали лыжи камусные на всех и забросили на уазике, потом этим же уазиком забрали. Снегу было полно. До Б.Медведицы мы дошли, но поняли, что там делать нечего - т.к. уровень воды поднялся на метр и затопил проход в левую систему.

Как это было: Приехали 6-го вечером в Юрток, потолковали с ребятами, они пустили переночевать в теплый домик, рассказали нам, что снега - до жопы, да мы и сами это вдоль дороги увидели, и выдали лыжи с камусом - просто песня. 7-го в 9 утра забросили нас к мостику через Иогач на уазике - дорога через мостик под снегом, дальше уже только пешком. Юртокцы нам предлагали подняться в охотничью избушку, которая на западном склоне от вершины Кокуйи, (изначально мы планировали стать лагерем в пещере) но мы пока шли вверх со всем барахлом (а мы взяли гидры, кувалду, плюс Димину девушку, поэтому нам былоне легко) решили - все нафиг и остановились на южном склоне Кокуи под пихточкой лагерем. Разгребли снег, наломали лапника, поставили палатку. Солнышко светит - ляпота. Однако после жора, я всех давай пинать, мол пойдем таки в Б.Медведицу, нечего сидеть. Забросим туда сегодня весь снаряж, дорогу разведаем, а завтра пойдем проходить. Это я, конечно, погорячился. Меня уговорили только на "дорогу разведаем" и пошли мы налегке. Хорошо, хоть Иру с котом в лагере оставили. Друзья, я вам скажу - дорога с плато до Б.Медведицы траверсом - это задница. В общем, склон офигенной крутизны, все забуреломлено, снега то по грудь, то 10 см.

Приходилось то снимать лыжи, то опять одевать, а если бы кто-нибудь отпустил лыжину, мы бы весь день ее догоняли до самого Самыша... Да, еще по пути нам встретился довольно свежий (2-3 дня) след 3 медведей, которые шли в том же направлении... Мы были немного удивлены столь ранним их пробуждением, но немного использовали их колею для продвижения, потом их след ушел ниже, а мы уже подошли к кулуару, ведущему к этой Бляд...ой Медведице.

Вышли мы примерно на 200 метров ниже (по расстоянию), да выше там и не выйдешь - уже скальники мешают. Ну вы, надеюсь, понимаете, что кулуар был полностью забит снегом и пещеры не было видно. Я так понимаю: толщина снега там была около 5 метров, плюс виден след от свежей лавинки - когда падал мокрый снег - она сошла, а теперь все заледенело и получилась неплохая корка. Корка неплохо держала, если передвигаться на четвереньках. Я взял в руки подвернувшиеся сучковатые палки и забивая носки сапог в корку, а палками в руках впереди пробивая снежную корку, пополз наверх. Ребятам сказал: "Сейчас, только посмотрю как там и что и вернусь", - потому что мы пока убивались на этом косогоре уже вечереть начало. Поднялся я довольно быстро (что значит правильная техника). Снежный конус полностью перекрыл вход в пещеру, однако между его внутренним склоном и скалой образовалась нормальная щель шириной до метра - так что прошел в пещеру без проблем. Как и ожидалось, уровень озера поднялся по сравнению с осенним примерно на метр, а может и больше (вот балда, надо было заметку сделать на стене). Озеро около входа промерзло до дна. Чуть глубже в пещеру уже - слоеный пирог - у дна лед, около поверхности сантиметров 10 воды, сверху опять 2 см. льда. Чем дальше в пещеру, тем слой воды больше, придонный лед становится неровным и покатым вглубь пещеры. Я был в болотниках и по левой стенке дошел до того места, где должен быть ползун в "левую" систему. Убедился, что он полностью затоплен и забит льдом. Воды было уже по колено. Тут меня чуть не укатило по этой катушке в пучину воды, однако, я вцепившись в дно всеми 4 конечностями, выскребся обратно к снежному конусу. В это время к пещере уже подобрался Паша Шубин, мы сделали пару фоток и пошли вниз, где уже во всю глотку орал Дима Шварц, что все капец, скоро темно, пора домой.

Дима, оказывается, время даром не терял и нашел родник, бьющий прямо из скалы чуть севернее этого кулуара... Даже не верится, но в лагерь мы вернулись без особых потерь, правда Паша Шубин часто падал и я отобрал у него фотоаппарат. Как оказалось, он на лесных лыжах первый раз в жизни стоит. Фри-райдинг с перевала запечатлен на фотопленку. В лагере все мирно спали, медведи к ним не приходили, хотя Ира рассказывала о каких-то подозрительных шорохах и показала фото:

Трезво оценив свои возможности, а также перспективу расправы над Димой, если он потащит Иру в Б.Медведицу, утром 8 мая мы пошли в спелео-поиск по плато. Правда пришлось использовать все свое ораторское искусство, а также актерское мастерство, чтобы в красках расписать, как я (известный первооткрыватель пещер) был безмерно счастлив с братцем Олегом Денисовым обнаружить "Эльдорадо" на Мрас-Су. Паша ворчал, что без GPS-а мы только зря будем таскаться по тайге, а наш труд не будет запечатлен в электронной памяти вумного прибора и пропадет в туне. Однако, наконец, консенсус был найден и вся четверка выдвинулась вперед к открытиям.

Надо сказать, что лагерь наш стоял между двух воронок, достаточно приличных размеров (примерно 20м диаметром и 5 глубиной) , но к сожалению без признаков тяги. Погуляли мы в тот день не слабо, воронок нашли несколько десятков, некоторые с продушинами. Опять же медвежьих следов (те же медведи, что и на косогоре, похоже) увидели. Уже после обеда Паша Шубин, сообщил что нашел пещеру, мы, конечно, не очень поверили, потому что я уже сидел в обнаруженном Ирой провале под снегом и тыркал ногами в заледенелые дырочки, да и вообще, когда на Алтае последний раз находили пещеру с открытым входом? Лет надцать назад Геофизическую? Ну в общем, мы к Паше пришли кто через пол-часа, а я так и вовсе через час и убедились, что нам крупно повезло. Камешек летел метров 15 (это я так оценил), Дима говорил про 3, а оказалось все 20 с лишком...

Решили дело в долгий ящик не откладывать - идти в лагерь за снарягой. По пути в лагерь под Ириной сломалась лыжа - четко посередине на ровном месте. День стоял теплый и снег начал уже проваливаться чуть ли не на каждом шагу. Дали Ире целую лыжу, а я похромал на одной, потом уже Дима мне из лагеря привез обратно целую. Комбезы, гидры и свет были у всех, однако снаряга была только у меня (собирались то в Б.Медведицу - горизонтальную топосъемить), да я еще взял 40-ку (после Пещеры Алтайских спелеологов, где нам не хватило веревки, предпочитаю всегда брать веревку с собой), хотя Дима все время надо мной ржал, что мне делать нефиг, таскать ее. Сначала мы пришли с Пашей к пещере, Паша переоделся и начал прорубать ветки и мелкие бревна, мешающие проходу, а я отвез целую лыжу в лагерь. Вот таким нехитрым образом мы и перемещались все время. Когда мы уже втроем вернулись, Паша уже все прорубил, я протиснулся в вертикальный шкурник и понял, что без веревки там делать не чего - уступчики кончились - была вертикальная щель с обледелыми стенками и долго падающие в пустоте камушки... Навесили веревку, я был крайне внимателен - фиг ли, первопроход, да еще и снаряга только у меня. Спустился, посмотрел все - без проблем. Долго кидал камушки во второй колодец, но делать нечего - надо подниматься. Больше желающих идти в пещеру не было - да и беседка моя нерегулируемая налезла бы только на Диму... Уже свечерело. Попили чая около новой дыры. Все были безмерно счастливы и никуда неторопились.

Ну а 9-го спокойно спустились вниз. Вышли к дороге как и договаривались к 14-00, забросились в Уаз-ик и вот уже в Юртоке. Договорились в компенсацию за сломанную лыжу привезти новую пару.

РИФ

Спустя полгода после опубликования рассказа ко мне пришло письмо от Павла Шубина, который уточнил некую завесу тайны и исправил неточности рассказа, ниже привожу его письмо:

Пешера "шутка" была найдена не так, как описывается в "Как была найдена пещера Шутка". :)
А рассказ " ШУТКА - РАССКАЗ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ" вообще рассказывает, как была найдена пещера "Кат-Шу".
Я ее назвал так в честь своей жены (Кати Шубиной), т.к. в шутку пообещал назвать первую найденную пещеру в честь нее.
"Шутка" была найдена параллельно с "Кат-Шу", в этом же походе, но вход в нее был сделан позже, чем в Кат-Шу.
Первоначальное название "Шутки" было "ШШуТка", что означало Шварц-Шубин-Ткаченко, но из-за звучания и одинаковых первых букв двух фамилий,
первую Ш решили выкинуть.
Вообще "Шутку" нашел Сергей Ткаченко, позже к нему присоединился Дима Шварц, я отличился лишь тем, что с помощью кувалды сделал проходимым
вход в будущую "Шутку". Т.к. отчет писал Сергей, про "шутку", он практически ничего не написал, тем более ковыряли мы ее не так долго, как Кат-Шу.
Думаю что статью "Как была найдена пещера Шутка" врядли, кто-нибудь будет переделывать, но ссылку на первоисточник
http://www.nskdiggers.ru/index1.htm сделать не так сложно.
Заголовок можно переименовать так - "Шутка о том, как была найдена шутка" ;)